МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 14 12 14
Практические 30 32 30 32
Сам. работа 39 35 39 35
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является получение студентами специальных знаний по рациональному природопользованию
для организации и управления экологизацией производства на предприятии.
Основными задачами дисциплины являются:
- формирование комплекса знаний в области принципов рационального природопользования;
- формирование принципов, методов и подходов для организации экологизации
производственных процессов и выпуска экологически чистой продукции;
- выработка устойчивых взглядов студентов на экологизацию производства предприятий как
на основу экономического и социального процветания общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы экологического менеджмента и экологического аудита;
- особенности механизма экоменеджмента в реализации социально-экономических программ РФ, в достижении целей устой-чивого развития РФ, ее регионов и отдельно взятого производства специфику соотношения целей, задач, стратегии и функций экоменеджмента и экологического права.
3.2.Уметь:
3.2.1. - проводить анализ экологической деятельности предприятия;
- решать проблемы при управлении процессами, связанными с охраной и воспроизводством качества природной среды;
- анализировать ситуации для принятия решения по выводу предприятия из сложившейся на нем экологически кризисной обстановки;
- анализировать, разрабатывать, управлять и принимать управленческие решения в
экологически рисковых ситуациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками внедрения систем экологического менеджмента на предприятии;
- навыками проведения экологического аудита;
- современными технологиями экоменеджмента, экоаудита.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экологический менеджмент: основные понятия
1.1. Экологический менеджмент: основные понятия Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Экологический менеджмент: основные понятия Практические 6 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Экологический менеджмент: основные понятия Сам. работа 6 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Система экологического менеджмента
2.1. Система экологического менеджмента Практические 6 4 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Система экологического менеджмента Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Организация работы экологической службы предприятия
3.1. Организация работы экологической службы предприятия Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Организация работы экологической службы предприятия Практические 6 4 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Организация работы экологической службы предприятия Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Система экологического менеджмента: планирование природоохранной деятельности на предприятии
4.1. Система экологического менеджмента: планирование природоохранной деятельности на предприятии Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Система экологического менеджмента: планирование природоохранной деятельности на предприятии Практические 6 4 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Аудит в системе экологического менеджмента
5.1. Аудит в системе экологического менеджмента Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Аудит в системе экологического менеджмента Практические 6 4 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Аудит в системе экологического менеджмента Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Система экологического менеджмента в сферах хозяйственной деятельности
6.1. Система экологического менеджмента в сферах хозяйственной деятельности Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Система экологического менеджмента в сферах хозяйственной деятельности Практические 6 4 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Экологическая маркировка и сертификация
7.1. Экологическая маркировка и сертификация Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Экологическая маркировка и сертификация Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.3. Экологическая маркировка и сертификация Практические 6 4 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.4. Экологическая маркировка и сертификация Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Рынок экологических товаров и услуг в регионе
8.1. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Лекции 6 0 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Практические 6 6 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.3. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Сам. работа 6 9 ОПК-7, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Масленникова И.С., Кузнецов Л.М. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И АУДИТ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Годин А.М. Экологический менеджмент: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Александров В.Ю. Экологический менеджмент: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экологический менеджмент portal.edu.asu.ru
Э2 Применение стандартов ISO для достижения целей «зеленой» экономики ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Системы экологического менеджмента docs.cntd.ru
Э3 Курс в Moodle «Экологический менеджмент» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
 Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.