МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический мониторинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический мониторинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2015-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление обучающихся с основными принципами, формами, мето-
дами, средствами и приемами экологического мониторинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- виды, структуру и организацию
экологического мониторинга;
- современные концепции мониторинга;
основные критерии оценки состояния
природной среды;
- уровни экологического неблагополучия
территорий и критерии их выделения;
- особенности организации фонового
мониторинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оценивать состояние окружающей среды по результатам проведения экологического мониторинга;
- проводить обработку, анализ и синтез полевой и лабораторной экологической информации;
- использовать полученные теоретические
знания в практической деятельности;
- оперировать данными, полученными в
различных организациях, проводящих
мониторинговые исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации;
- современными техническими средствами
обработки данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы экологического мониторинга
1.1. Определение, цели и задачи экологического мониторинга. Лекции 3 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Классификация видов мониторинга Практические 3 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Классификация видов мониторинга Сам. работа 3 9 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Нормирование качества природной среды Лекции 3 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Нормирование качества природной среды Практические 3 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Нормирование качества природной среды Сам. работа 3 10 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Виды и методы мониторинга
2.1. Виды и методы мониторинга Сам. работа 3 12 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Мониторинг природных сред
3.1. Мониторинг природных сред Лекции 3 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Мониторинг природных сред Сам. работа 3 12 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Мониторинг природных ресурсов
4.1. Мониторинг природных ресурсов Сам. работа 3 24 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Организация и управление в структуре экологического мониторинга
5.1. Организация и управление в структуре экологического мониторинга Сам. работа 3 10 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Международный мониторинг загрязнения биосферы
6.1. Международный мониторинг загрязнения биосферы Практические 3 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Международный мониторинг загрязнения биосферы Сам. работа 3 12 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И. - отв. ред. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 А. П. Хаустов, М. М. Редина Экологический мониторинг: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7DF1762C-ACA1-48D1-8C23-6D9F5F10D00E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Каракеян, Е. А. Севрюкова ; под общ. ред. В. И. Каракеяна Экологический мониторинг: учебник для академического бакалавриата Юрайт,, 2017 www.biblio-online.ru/book/332CAF6C-E1F1-42D3-86E2-A2218304CB0B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экологический мониторинг portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.