МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическое проектирование природных и техногенных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 90 75 90 75
Итого 108 93 108 93

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.;

Рабочая программа дисциплины
Экологическое проектирование природных и техногенных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование общих и специальных знаний о территориальном управлении и стратегическом планировании;
формирование у будущих специалистов методологические, методические и практические навыки анализа факторов формирования и развития территориальных систем и стратегического планирования ими.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3 способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-7 способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
ПК-5 способностью разрабатывать типовые природоохранные мероприятия и проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
ПК-6 способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по ее охране и обеспечению устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы фундаментальных и прикладных разделов дисциплин, способы разработки схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования, способы проведения научно-исследовательских, научно-производственных и экспертно-аналитических работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин вариативной части магистерской программы, разрабатывать схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования, проводить научно-исследовательские, научно-производственные и экспертно-аналитические работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.полученными знаниями для правильного проведения эксперимента, выбора анализируемых показателей и параметров, навыками разработки схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования, навыками проведения научно-исследовательских, научно-производственных и экспертно-аналитических работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводная лекция Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Базовые понятия: проектирование, экологическое проектирование, экологическая экспертиза и её цель, норма Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Изучение специальной литературы. Сам. работа 1 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Геоэкологические принципы проектирования
2.1. Нормативно-методическая основа экологического проектирования Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.2. Нормативно-методическая основа экологического проектирования Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Экологические критерии и стандарты. Государственные стандарты (ГОСТы). Практические 1 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1
2.4. Нормативно-методическая основа экологического проектирования Сам. работа 1 11 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.5. Информационная база экологического проектирования. Геоинформационные системы. Базы цифровых экологических данных. Аэрокосмическое зондирование. Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Экологическое обоснование создания и эксплуатации объектов
3.1. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.4. Информационная база экологического обоснования проектирования и технико-экономического обоснования. Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1
Раздел 4. Проектирование природоохранных и защитных объектов
4.1. Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.2. Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.3. Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации, ее виды, формы и содержание Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1
4.4. Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации, ее виды, формы и содержание Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.5. Типы ПТС Сам. работа 1 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Дончева Экологическое проектирование и экспертиза: практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2005
Л1.2 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1.: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.3 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2.: учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дьяконов К.В., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. : учебник Аспект пресс, 2002
Л2.2 Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статитстики http:// www.gks.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Официальный сайт Правительства России www.gov.ru
Э4 Курс в Moodle "Основы территориального управления и стратегического планирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы территориального управления и стратегического планирования»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.