Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Управление природопользованием |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_УП_1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 90 | 75 | 90 | 75 |
Итого | 108 | 93 | 108 | 93 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент
1.1. | формирование общих и специальных знаний о территориальном управлении и стратегическом планировании; формирование у будущих специалистов методологические, методические и практические навыки анализа факторов формирования и развития территориальных систем и стратегического планирования ими. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-3 | способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности |
ОПК-7 | способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом |
ПК-3 | владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов |
ПК-5 | способностью разрабатывать типовые природоохранные мероприятия и проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду |
ПК-6 | способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по ее охране и обеспечению устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы фундаментальных и прикладных разделов дисциплин, способы разработки схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования, способы проведения научно-исследовательских, научно-производственных и экспертно-аналитических работ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин вариативной части магистерской программы, разрабатывать схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования, проводить научно-исследовательские, научно-производственные и экспертно-аналитические работы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | полученными знаниями для правильного проведения эксперимента, выбора анализируемых показателей и параметров, навыками разработки схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования, навыками проведения научно-исследовательских, научно-производственных и экспертно-аналитических работ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Вводная лекция | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Базовые понятия: проектирование, экологическое проектирование, экологическая экспертиза и её цель, норма | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Изучение специальной литературы. | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Геоэкологические принципы проектирования | ||||||
2.1. | Нормативно-методическая основа экологического проектирования | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Нормативно-методическая основа экологического проектирования | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Экологические критерии и стандарты. Государственные стандарты (ГОСТы). | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1 |
2.4. | Нормативно-методическая основа экологического проектирования | Сам. работа | 1 | 11 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.5. | Информационная база экологического проектирования. Геоинформационные системы. Базы цифровых экологических данных. Аэрокосмическое зондирование. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Экологическое обоснование создания и эксплуатации объектов | ||||||
3.1. | Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.4. | Информационная база экологического обоснования проектирования и технико-экономического обоснования. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1 |
Раздел 4. Проектирование природоохранных и защитных объектов | ||||||
4.1. | Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
4.3. | Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации, ее виды, формы и содержание | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1 |
4.4. | Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации, ее виды, формы и содержание | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
4.5. | Типы ПТС | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. В. Дончева | Экологическое проектирование и экспертиза: практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2005 | |
Л1.2 | Мухаев Р.Т. | Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1.: Учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Мухаев Р.Т. | Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2.: учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дьяконов К.В., Дончева А.В. | Экологическое проектирование и экспертиза. : учебник | Аспект пресс, 2002 | |
Л2.2 | Осейчук, В. И. | Теория государственного управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба государственной статитстики | http:// www.gks.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Алтайского края | www.altairegion22.ru | ||
Э3 | Официальный сайт Правительства России | www.gov.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Основы территориального управления и стратегического планирования" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы территориального управления и стратегического планирования» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |