МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическое проектирование природных и техногенных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 90 75 90 75
Итого 108 93 108 93

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.;

Рабочая программа дисциплины
Экологическое проектирование природных и техногенных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование общих и специальных знаний о территориальном управлении и стратегическом планировании;
формирование у будущих специалистов методологические, методические и практические навыки анализа факторов формирования и развития территориальных систем и стратегического планирования ими.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3 способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-7 способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
ПК-5 способностью разрабатывать типовые природоохранные мероприятия и проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
ПК-6 способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по ее охране и обеспечению устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы фундаментальных и прикладных разделов дисциплин, способы разработки схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования, способы проведения научно-исследовательских, научно-производственных и экспертно-аналитических работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин вариативной части магистерской программы, разрабатывать схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования, проводить научно-исследовательские, научно-производственные и экспертно-аналитические работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.полученными знаниями для правильного проведения эксперимента, выбора анализируемых показателей и параметров, навыками разработки схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования, навыками проведения научно-исследовательских, научно-производственных и экспертно-аналитических работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводная лекция Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Базовые понятия: проектирование, экологическое проектирование, экологическая экспертиза и её цель, норма Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Изучение специальной литературы. Сам. работа 1 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Геоэкологические принципы проектирования
2.1. Нормативно-методическая основа экологического проектирования Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.2. Нормативно-методическая основа экологического проектирования Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Экологические критерии и стандарты. Государственные стандарты (ГОСТы). Практические 1 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1
2.4. Нормативно-методическая основа экологического проектирования Сам. работа 1 11 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.5. Информационная база экологического проектирования. Геоинформационные системы. Базы цифровых экологических данных. Аэрокосмическое зондирование. Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Экологическое обоснование создания и эксплуатации объектов
3.1. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.4. Информационная база экологического обоснования проектирования и технико-экономического обоснования. Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1
Раздел 4. Проектирование природоохранных и защитных объектов
4.1. Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.2. Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.3. Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации, ее виды, формы и содержание Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1
4.4. Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации, ее виды, формы и содержание Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.5. Типы ПТС Сам. работа 1 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-3, ПК-5, ПК-6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Дончева Экологическое проектирование и экспертиза: практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2005
Л1.2 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1.: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.3 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2.: учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дьяконов К.В., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. : учебник Аспект пресс, 2002
Л2.2 Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статитстики http:// www.gks.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Официальный сайт Правительства России www.gov.ru
Э4 Курс в Moodle "Основы территориального управления и стратегического планирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы территориального управления и стратегического планирования»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.