МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика организации научно-исследовательской работы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика организации научно-исследовательской работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- освоение участниками модулей программы: общенаучного (область методологии и методики современного научного исследования и его информационно-аналитического обеспечения) и профессионального (новейшие методы исследований, подготовка и презентация научных публикаций в различных областях науки), приобретение практических навыков подготовки научных текстов и заявок на исследовательские и иные гранты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых географических научных исследований; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды в области общей и отраслевой географии, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых географических научных исследований; актуальные научные труды в области общей и отраслевой географии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых географических научных исследований; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды в области общей и отраслевой географии, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; - формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- формулирования проблем, задач и методов комплексных и отраслевых географических научных исследований; получения новых достоверных фактов на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферирования научных трудов в области общей и отраслевой географии, составления аналитических обзоров накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщения полученных результатов в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулирования выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика организации научно-исследовательской работы
1.1. Введение в дисциплину Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.2. Интеллектуальная деятельность Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.3. Интеллектуальная деятельность Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.4. Научное исследование Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.5. Научное исследование Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Методология научных исследований Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Методология научных исследований Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Основные методы поиска научной информации Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Сам. работа 1 18 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Основные методы поиска научной информации Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и офыормления Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и оформления Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Методика подготовки доклада и презентации Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.15. Методика подготовки доклада и презентации Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.16. Управление проектами в сфере науки. Методика подготовки заявок на грант Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.17. Управление проектами в сфере науки. Методика подготовки заявок на грант Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту. [Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины].
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы; устный опрос; устное сообщение, написание эссе, защита практических работ, письменное тестирование.

Темы самостоятельных практических работ:
1. Заполнение регистрационной карты научно-исследовательской работы.
2. Заполнение информационной карты научно-исследовательской работы.
3. Обоснование темы исследования, целей, задач, актуальности и новизны выбранной темы, методов исследования.
4. Определение индекса УДК научной публикации.
5. Оформление справочно-библиографического аппарата.
6. Подготовка презентации к выступлению на студенческой конференции.
7. Подготовка виртуальной заявки на грант РГНФ.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Заполнение регистрационной карты научно-исследовательской работы.
2. Заполнение информационной карты научно-исследовательской работы.
3. Обоснование темы исследования, целей, задач, актуальности и новизны выбранной темы, методов исследования.
4. Определение индекса УДК научной публикации.
5. Оформление справочно-библиографического аппарата.
6. Подготовка презентации к выступлению на студенческой конференции.
7. Подготовка виртуальной заявки на грант РГНФ.
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств по дисциплине
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие [для магистрантов] М.: КноРус, 2012
Л1.2 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82773
Л1.3 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 https://e.lanbook.com/book/84564
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ельчанинов В.А. Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики;
Э2 - http://www.msu.ru/resources - научно-образовательные Интернет-ресурсы МГУ;
Э3 - http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation - Высшая аттестационная комиссия (ВАК);
Э4 - http://mon.gov.ru/work/nti/dok/vak/4436 - Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций: приказ Минобрнауки России от 9 января 2007г. № 2 (с изменениями от 19 апреля, 6 сентября 2007г., 24 января 2008г.);
Э5 - http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id4=155&i4=3 - Положение о порядке присуждения ученых степеней: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002г. № 74 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 № 475);
Э6 - http://teacode.com/online/udc - Рубрики УДК;
Э7 - http://office.michrosoft.com/ru-ru/powerpoint-help/HA010194282.aspx?CTT=3 - Создание базовой презентации в PowerPoint 2007;
Э8 - http://powerpoint4you.ru/?p=61 - требования к содержанию презентации;
Э9 - http://it-n.ru/materials.aspx?cat_no=242&d_no=1002 - Упорядочивание слайдов в презентации;
Э10 - http://www.nsu.ru/education/powerpoint - Щеглов Ю. Создание презентации в MS PowerPoint 2003:
Э11 - http://www.rost.ru - приоритетные национальные проекты.
Э12 Курс в Moodle «Методика организации научно-исследовательской работы» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3120
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт (портал) РФФИ http://www.rfbr.ru/rffi/ru/
Сайт Высшей Аттестационной комиссии (ВАК) http://vak.ed.gov.ru/
Сайт Института географии РАН (ИГ РАН) http://www.igras.ru/
Сайт Томского национального исследовательского университета http://www.tsu.ru/
Сайт АлтГУ http://www.asu.ru/
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.