МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новейшие методы географических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Новейшие методы географических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Помочь студентам привить навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации (картами, профилями, статистическими данными, литературными источниками и иллюстративным материалом).
- расширить понятийный аппарат методов географических исследований;
- применять научные методы в комплексных географических исследованиях;
- раскрывать взаимосвязи методов получения географической информации и интерпретировать полученные результаты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-4 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОПК-5 способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ПК-5 владением знаниями об истории географических наук, методологических основах и теоретических проблемах географии и подходах к их решению в исторической ретроспективе, понимать современные проблемы географической науки и использовать фундаментальные географические представления в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. об основных понятия курса – библиография, информационная потребность, информационный запрос, научно-техническая информация (НТИ), информационно-библиографическое издание и др.;
2. о мировой информационно-библиографической среде: традиционной и глобальной, представленной в компьютерных сетях;
3. об использовании современных методов обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и прикладных исследований;
4. о владении знаниями современных компьютерных технологии, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности.

3.2.Уметь:
3.2.1.- работать с традиционными библиотечными поисковыми системами: каталогами и картотеками;
- оформить научную рукопись в соответствии с общепринятыми правилам;
- анализировать и реферировать научный текста с помощью методик формального реферирования научного текста;
- делать выборку научных данных из различных источников;
- выбирать методы и стоить логику научных исследований;
- выполнять анализ различными средствами.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками, приемами, методами обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и производственных исследований;
- работы с компьютерными программа в рамках предложенного курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык географической науки. Науная продуктивность. Составление опорных конспектов по заданной тематике. Проведение научных исследований. Презентации исследований.
1.1. Язык географической науки. Общие подходы. Научная литература: литературные первоисточники, иерархия литературных изданий, анализ избранных трудов и монографий ученых. Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Научная литература: наукометрический подход в физико-географических исследованиях, анализ научных периодических изданий и статей, методика наукометрических исследований. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Научная продуктивность. Схемы прохождения научных публикаций. Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Изображения в географии. Фотографии. Значение фотографии в географии. Искажение снимков. Композиция кадра. Требования правдивости. Принципы равновесия в кадре. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Презентации: особенности восприятия информации с экрана, стендовый доклад, сопроводительный материал презентаций. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Научная литература. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Авторство, соавторство. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Изображения в географии. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Презентации. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Составление опорного конспекта по заданой тематике Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Выполнение задания по поиску литературных источников Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Выполнение задания по составлению публикации Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Выполнение подборки и формлению рисунков к публикациям и презентациям Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Выполнение задания по подготовки научной презентации Сам. работа 1 5 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.Ф. Книжников, В.И. Кравцова, О.В. Тутубалина Аэрокосмические методы географических исследований: учебник для ВУЗов М.: Академия, 2004
Л1.2 М.М. Голубчик Теория и методология географической науки : учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.Г. Пузаченко Математические методы в экологических и географических исследованиях : учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2004
Л2.2 авт.-сост. Б.А. Красноярова, Е.П. Крупочкин, Е.В. Мардасова Методы экономико-географических исследований: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6/69752/
Э2 http://www.google.com/earth/index.html
Э3 Проект "Алтай. Разноцветный август". http://geo.metodist.ru/altai/index.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
ENVI 4.8, № 503626-1 от 16.12.2011 (бессрочная);
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная);
QGIS свободная географическая информационная система с открытым кодом,
MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная);tps://qgis.org/ru/site
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405М помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Новейшие методы географических исследований»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Новейшие методы географических исследований» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Новейшие методы географических исследований» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Новейшие методы географических исследований» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Новейшие методы географических исследований» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Новейшие методы географических исследований»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.