МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы санаторно-курортного дела

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.;

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы санаторно-курортного дела

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование основ знаний по курортному делу как совокупности всех видов деятельности по организации и осуществлению оздоровления, лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные базовые понятия в области санаторно-курортного дела;
общую характеристику курортных факторов
требования к лечебно-оздоровительным местностям и курортам, особенности организации и функционирования курортов
3.2.Уметь:
3.2.1.применить знания по санаторно-курортному делу на практике;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками работы и знаниями в сфере деятельности по организации и осуществлению оздоровления, лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Теоретические основы курортного дела. Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме
1.1. Введение. Теоретические основы курортного дела.Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме Лекции 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Введение. Теоретические основы курортного дела.Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление
2.1. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление Практические 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование.
3.1. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование. Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование. Практические 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование. Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике.
4.1. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике. Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике. Практические 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике. Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии
5.1. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии Практические 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.3. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия
6.1. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.2. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия Практические 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.3. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях.
7.1. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях. Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.2. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях. Практические 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.3. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях. Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Лечебный туризм и мировые курорты. Основы бальнеотехники.
8.1. Лечебный туризм и мировые курорты. Основы бальнеотехники. Практические 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
8.2. Лечебный туризм и мировые курорты. Основы бальнеотехники. Сам. работа 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг
9.1. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
9.2. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг Практические 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
9.3. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
9.4. Подготовка к экзамену Сам. работа 8 5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.А. Старикова Санаторно-курортное дело. Конспект лекций: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 И.С. Барчуков Санаторно-курортное дело: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева Курортное дело: учебное пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.2 Л.С. Хорошилова Основы курортологии: курс лекций Кемерово: КемГУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.bibliofond.ru
Э2 Курс в Moodle «Основы санаторно-курортного дела» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, № лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»
Курсовая работа не предусмотрена
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.