Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие и ресурсы животного мира |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биоразн-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 49 | 76 | 49 |
Итого | 108 | 81 | 108 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В. д.б.н., проф.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Частная паразитология» является формирование знаний о различных видах животных-паразитах, их морфофизиологических особенностях, значении в природе и в жизни человека. Задачи дисциплины: - изучение вопросов общей и частной паразитологии; - знакомство с основными методами и принципами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний человека и животных; - формирование знаний, умений и навыков, необходимых для лабораторной диагностики паразитарных заболеваний; - формирование знаний, умений и навыков, необходимых для профилактики паразитарных заболеваний человека и животных. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные группы паразитических животных; основные характеристики паразитических видов; особенности строения и жизненные циклы наиболее распространенных паразитов человека, животных и растений; - географическое распространение паразитарных болезней; наиболее значимые антропонозы, зоонозы, антропозоонозы; основные методы диагностики и профилактики паразитозов. - разнообразие форм взаимоотношений организмов, различные классификации паразитов и виды паразитизма, пути проникновения паразитов в организм хозяина. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определять систематическую принадлежность наиболее распространенных паразитов - идентифицировать яйца и личинки паразитов разных систематических групп; - проводить сравнительный анализ разных видов паразитов; - подготовить объект к исследованию; - фиксировать, препарировать, зарисовать; - работать с коллекционным материалом. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами наблюдения и обнаружения разных видов паразитов; - методами описания и сравнительного анализа разных видов паразитических организмов; - методами идентификацииразных видов паразитов; - навыками и методами анатомических, морфологических, таксономических исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая и частная паразитология | ||||||
1.1. | Введение. Предмет, цели и задачи спецкурса. Понятие общей и частной паразитологии. | Лекции | 1 | 1 | Л2.1 | |
Раздел 2. Частная паразитология | ||||||
2.1. | Медицинская и ветеринарная протозоология. Основные группы паразитических простейших. Их морфофизиологические особенности паразитических представителей. Жизненные циклы. Распространение, значение. | Лекции | 1 | 1 | Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Медицинская и ветеринарная гельминтология. Паразитические плоские и круглые черви. Их морфофизиологические особенности имагинальных и личиночных форм. Жизненые циклы. Основные гельминтозы, распространенные в Алтайском крае у разных видов продуктивных и диких животных. Видоспецифичность гельминтологической диагностики. Гельминтологическая диагностика. | Лекции | 1 | 2 | ||
2.3. | Распространенные трематодозы и цестотодозы животных и человека | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.1 | |
2.4. | Особенности морфологии, биологии, жизненные циклы, паразитических плоских червей | Лабораторные | 1 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Паразитические нематоды. Особенности морфологии, биологии, жизненные циклы, представители. | Лабораторные | 1 | 6 | Л1.1 | |
2.6. | Распространенные нематодозы | Сам. работа | 1 | 16 | Л1.1 | |
2.7. | Медицинская и ветеринарная арахнология. Характеристика паразитических клещей: особенности строения, циклы развития, значение, способы диагностики, меры профилактики. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
2.8. | Паразитические клещи. Особенности внешнего и внутреннего строения, биология, видовое многообразие клещей, меры борьбы. | Лабораторные | 1 | 6 | Л1.1 | |
2.9. | Медицинская энтомология. Насекомые-эктопаразиты. Паразитические двукрылые. Особенности строения, развитие, значение. Меры борьбы и профилактики. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
2.10. | Паразитические насекомые, насекомые-эктопаразиты. Особенности внешнего и внутреннего строения, биология, меры борьбы. | Лабораторные | 1 | 6 | Л1.1 | |
2.11. | Профилактические мероприятия | Сам. работа | 1 | 13 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
cм. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
cм. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
cм. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Овчаренко Н. Д., Кучина Е.А. | Паразитология: учебное пособие | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гинецинская И.А., Добровольский А.А. | Частная паразитология. В 2-х томах. Т.1. Паразитические простейшие и плоские черви. Том 2. Паразитические черви, моллюски и членистоногие.: | М.: Высш. шк., 1978 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. | Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие | АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); | |||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | |||
Э3 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 Microsoft Windows 7 Acrobat Reader 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) http://www.razym.ru/category/paraziti/ http://6years.net/?do=static&page=Infekcionnye_bolezni_Parazitologija&news_page=3 http://www.medbook.net.ru/21.shtml http://entomology.ru/main_menu/shop/parasitology/2003_par.htm http://biology.krc.karelia.ru/parazit/useful.html |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Частная паразитология. Дисциплина Частная паразитология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Частная паразитология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к экзамену. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |