Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие и ресурсы животного мира |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биоразн-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целью освоения дисциплины является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области оценки разнообразия биоресурсов наземных экосистем и охраны, рационального использования и воспроизводства этих ресурсов. Поэтому в рамках дисциплины предусмотрено углубленное изучение принципов классификации ресурсов, методов экологически грамотного их использования и оценки разнообразия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие закономерности взаимодействия животных и среды, основные особенности динамики численности животных и варианты взаимодействия популяций разных видов особенности взаимодействия отдельных экологических групп животных и среды, экологические модели динамики численности животных методы оценки природных ресурсов, пути сохранения и рационального использования биологических ресурсов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять ведущие абиотические и иные факторы среды и выявлять их комплексное воздействие, выявлять структуру и состав сообществ животных выявлять структуру сообществ, определять виды-индикаторы сообществ различать виды биологических ресурсов растительного и животного происхождения, их особенности и специфику методов исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными понятиями экологии животных, методами определения численности методами определения численности разных экологических групп и методами определения допустимой нагрузки на ресурсные виды методами оценки запасов и контроля за состоянием ресурсных видов, популяций и сообществ; - приемами мониторинга биоразнообразия своего региона. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Биоресурсы как объекты живой природы (биосистем)различного уровня организации. | ||||||
1.1. | Цели, задачи и направления изучения биоресурсов. Состав биоресурсов, особенности его изучения в связи с природными свойствами биоресурсов и характером их хозяйственного использования | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л2.4 |
1.2. | Биоресурсы как элемент биотических сообществ и экосистем. Растительные и животные, наземные и водные биоресурсы | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.2 |
Раздел 2. Методы управления биоресурсами | ||||||
2.1. | Биологические и другие методы повышения продуктивности природных экосистем; акклиматизация хозяйственно ценных организмов | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Пространственно-временная динамика биоресурсов. Биогеография хозяйственно-ценных видов организмов | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.4 |
Раздел 3. Проблемы сохранения биоресурсов в условиях локальных и глобальных антропогенных изменений природной среды | ||||||
3.1. | Основные уравнения и модели динамики эксплуатируемых популяций и сообществ организмов. Оптимизация промыслового изъятия, ее критерии. Принципы и способы получения оценок ущербов. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.4 |
3.2. | Методы управления биоресурсами в связи с особенностями пространственно-временной динамики биосистем. Теория оптимального управления биоресурсами | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 4. Пространственно-временная динамика биоресурсов. | ||||||
4.1. | Пространственно-временная динамика биоресурсов. Биогеография хозяйственно-ценных видов организмов. Биологические основы и проблемы акклиматизации хозяйственно ценных видов | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Основные характеристики биопродуктивности популяций, сообществ, экосистем. Различия оценки состояния популяций ресурсных видов растительного и животного происхождени | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | |
Раздел 5. Антропогенное влияние на ресурсный потенциал Алтайского края | ||||||
5.1. | Антропогенное влияние на ресурсный потенциал планеты. Ущербы биоресурсам от воздействий техногенных факторов. Оптимизация хозяйственного использования биоресурсов. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.2 |
5.2. | Популяционная динамика, динамика сообществ и экосистем: основные факторы, движущие силы, характерные реакции на внешние воздействия различной природы. Проблемы сохранения биоресурсов в условиях локальных и глобальных антропогенных изменений природной среды. Ущербы биоресурсам от воздействий техногенных факторов. | Сам. работа | 3 | 49 | ПК-1 | Л2.1 |
5.3. | Ущербы биоресурсам от воздействий техногенных факторов. Оптимизация хозяйственного использования биоресурсов. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
5.4. | Кадастр животного и растительного мира. Бонитеровочные учеты. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.3 |
5.5. | Экзамен | 3 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Силантьева М.М. | Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края : учеб. пособие: | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ирисова Н.Л. | Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | 6 |
Л2.2 | Красная книга Алтайского края (особо охраняемые природные территории): | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. | http://oopt.aari.ru/ref/544 | |
Л2.3 | Емельянов А.Г. | Основы природопользования: | М.: Академа, 2004 | 25 |
Л2.4 | Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. | Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ресурсы животного мира наземных экосистем | http: //www.zin.ru./biodiv/ | ||
Э2 | Ресурсы животного мира наземных экосистем | http: //www.soil.msu.ru./~invert/main_rus/science/library/ | ||
Э3 | Ресурсы животного мира наземных экосистем | www.lumbricus.ru | ||
Э4 | Ресурсы животного мира наземных экосистем | www.zin.ru | ||
Э5 | Ресурсы животного мира наземных экосистем | www.sevin.ru | ||
Э6 | Ресурсы животного мира наземных экосистем | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Ресурсы животного мира наземных экосистем региона». Дисциплина «Ресурсы животного мира наземных экосистем региона» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |