МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ресурсы наземных экосистем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие и ресурсы животного мира
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биоразн-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Снигирев С.И.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Ресурсы наземных экосистем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области оценки разнообразия биоресурсов наземных экосистем и охраны, рационального использования и воспроизводства этих ресурсов. Поэтому в рамках дисциплины предусмотрено углубленное изучение принципов классификации ресурсов, методов экологически грамотного их использования и оценки разнообразия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности взаимодействия животных и среды, основные особенности динамики численности животных и варианты взаимодействия популяций разных видов
особенности взаимодействия отдельных экологических групп животных и среды, экологические модели динамики численности животных
методы оценки природных ресурсов, пути сохранения и рационального использования биологических ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять ведущие абиотические и иные факторы среды и выявлять их комплексное воздействие, выявлять структуру и состав сообществ животных
выявлять структуру сообществ, определять виды-индикаторы сообществ
различать виды биологических ресурсов растительного и животного происхождения, их особенности и специфику методов исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными понятиями экологии животных, методами определения численности
методами определения численности разных экологических групп и методами определения допустимой нагрузки на ресурсные виды
методами оценки запасов и контроля за состоянием ресурсных видов, популяций и сообществ;
- приемами мониторинга биоразнообразия своего региона.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биоресурсы как объекты живой природы (биосистем)различного уровня организации.
1.1. Цели, задачи и направления изучения биоресурсов. Состав биоресурсов, особенности его изучения в связи с природными свойствами биоресурсов и характером их хозяйственного использования Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л2.4
1.2. Биоресурсы как элемент биотических сообществ и экосистем. Растительные и животные, наземные и водные биоресурсы Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.2
Раздел 2. Методы управления биоресурсами
2.1. Биологические и другие методы повышения продуктивности природных экосистем; акклиматизация хозяйственно ценных организмов Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Пространственно-временная динамика биоресурсов. Биогеография хозяйственно-ценных видов организмов Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.4
Раздел 3. Проблемы сохранения биоресурсов в условиях локальных и глобальных антропогенных изменений природной среды
3.1. Основные уравнения и модели динамики эксплуатируемых популяций и сообществ организмов. Оптимизация промыслового изъятия, ее критерии. Принципы и способы получения оценок ущербов. Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.4
3.2. Методы управления биоресурсами в связи с особенностями пространственно-временной динамики биосистем. Теория оптимального управления биоресурсами Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1
Раздел 4. Пространственно-временная динамика биоресурсов.
4.1. Пространственно-временная динамика биоресурсов. Биогеография хозяйственно-ценных видов организмов. Биологические основы и проблемы акклиматизации хозяйственно ценных видов Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Основные характеристики биопродуктивности популяций, сообществ, экосистем. Различия оценки состояния популяций ресурсных видов растительного и животного происхождени Лабораторные 3 4 ПК-1
Раздел 5. Антропогенное влияние на ресурсный потенциал Алтайского края
5.1. Антропогенное влияние на ресурсный потенциал планеты. Ущербы биоресурсам от воздействий техногенных факторов. Оптимизация хозяйственного использования биоресурсов. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2
5.2. Популяционная динамика, динамика сообществ и экосистем: основные факторы, движущие силы, характерные реакции на внешние воздействия различной природы. Проблемы сохранения биоресурсов в условиях локальных и глобальных антропогенных изменений природной среды. Ущербы биоресурсам от воздействий техногенных факторов. Сам. работа 3 49 ПК-1 Л2.1
5.3. Ущербы биоресурсам от воздействий техногенных факторов. Оптимизация хозяйственного использования биоресурсов. Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.1
5.4. Кадастр животного и растительного мира. Бонитеровочные учеты. Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.3
5.5. Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Силантьева М.М. Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края : учеб. пособие: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ирисова Н.Л. Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 6
Л2.2 Красная книга Алтайского края (особо охраняемые природные территории): Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. http://oopt.aari.ru/ref/544
Л2.3 Емельянов А.Г. Основы природопользования: М.: Академа, 2004 25
Л2.4 Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ресурсы животного мира наземных экосистем http: //www.zin.ru./biodiv/
Э2 Ресурсы животного мира наземных экосистем http: //www.soil.msu.ru./~invert/main_rus/science/library/
Э3 Ресурсы животного мира наземных экосистем www.lumbricus.ru
Э4 Ресурсы животного мира наземных экосистем www.zin.ru
Э5 Ресурсы животного мира наземных экосистем www.sevin.ru
Э6 Ресурсы животного мира наземных экосистем e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Ресурсы животного мира наземных экосистем региона».
Дисциплина «Ресурсы животного мира наземных экосистем региона» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.