Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие и ресурсы животного мира |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биоразн-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 49 | 76 | 49 |
Итого | 108 | 81 | 108 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целью дисциплины является сформировать представление о законодательной базе, истории создания, принципах построения и функциям международной, национальной (российской) и региональных (Красные книги субъектов Российской Федерации) Красных книг, а также познакомить студентов с обитающими в Алтайском крае особо охраняемыми животными, заострив внимание на флаговых видах. Основные задачи курса: 1. Ознакомить студентов с методологией охраны и инвентаризации редких видов; 2. Дать краткую историю возникновения и развития комплекса Красных книг различного ранга; 3. Показать различия в структуре и правовом статусе Красных книг МСОП и России; 4. Показать необходимость ведения организационной и договорной форм международного сотрудничества по охране биологического разнообразия; 5. Дать основы правовой охраны животных (основные международные и двухсторонние конвенции); 6. Дать перечень и основные характеристики редких и исчезающих видов животных Алтайского края; 7. Рассмотреть вопросы территориальной охраны редких животных Алтая. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
ПК-4 | способностью генерировать новые идеи и методические решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - значение современной нормативно-правовой базы в области охраны ООПО многообразие видов и категорий редких и особо охраняемых животных в пределах РФ и их перечень, а также характеристика этих животных, обитающих в пределах Алтайского края; - особенности существующей сети особо охраняемых природных территорий; о существующих стратегиях и программах сохранения биоразнообразия различных экосистем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - измерять биоразнообразие; оценивать текущий уровень биоразнообразия различных экосистем; выявлять и оценивать угрозы биоразнообразию; - следить за изменениями нормативно-правовой базы в области охраны редких животных находить достоверную литературу и правильно ее использовать. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками работы в особо охраняемых природных территорий для нахождения и изучения редких и исчезающих видов; - навыками расчета ущерба животнеому миру на ООПТ и других объектах от антропогенного вмешательства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Предмет, задачи и методы. Редкие и исчезающие виды России. Структура сообщества и биоразнообразие. Причины сокращения биоразнообразия: глобальные и региональные аспекты | ||||||
1.1. | Причины и темпы вымирания животных. История создания и эволюция структуры Красной книги МСОП. Структура и трансформация национальной Красной книги России. Структура региональных Красных книг и списков редких животных; Красная книга Алтайского края. | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.4 | |
1.2. | Охрана и инвентаризация редких видов | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.4 | |
1.3. | Правовая охрана животных (на примере птиц) | Лабораторные | 4 | 2 | ||
1.4. | Введение. Предмет, задачи и методы. Редкие и исчезающие виды России. Структура сообщества и биоразнообразие. Причины сокращения биоразнообразия: глобальные и региональные аспекты. Структура и уровни биоразнообразия. Закономерности видового разнообразия. Млекопитающие: парнокопытные, китоообразные, грызуны | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.3 | |
Раздел 2. Территориальная и правовая охрана животных | ||||||
2.1. | Организационные формы международного сотрудничества по охране окружающей среды. Договорные формы международного сотрудничества по охране окружающей среды. Основные международные и двусторонние конвенции по охране окружающей среды. Типы особо охраняемых природных территорий России. Территориальная охрана редких животных в Алтайском крае. | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.4 | |
2.2. | Охрана редких видов позвоночных животных в ООПТ Алтайского края | Лабораторные | 4 | 4 | Л2.3 | |
2.3. | Сохранение биоразнообразия. Исследовательские и образовательные программы. Красные книги. Развитие сетей ООПТ. Охрана и восстановление среды обитания. Международные организации, занимающиеся проблемами сохранения биоразнообразия. Стратегии, комплекс мероприятий по восстановлению отдельных видов, заповедники,заказники, памятники природы. Специальные проекты. | Сам. работа | 4 | 15 | Л1.1 | |
Раздел 3. Редкие и исчезающие животные Алтайского края | ||||||
3.1. | Видовой состав животных Алтайского края, состоящих в Красных книгах различного уровня. Редкие и исчезающие земноводные Алтайского края. Редкие и исчезающие пресмыкающиеся Алтайского края. Редкие и исчезающие птицы Алтайского края. Редкие и исчезающие млекопитающие Алтайского края. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1 | |
3.2. | Особо охраняемые амфибии Алтайского края | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.4 | |
3.3. | Особо охраняемые рептилии Алтайского края | Лабораторные | 4 | 2 | ||
3.4. | Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отрядам Трубконосые – Procellariiformes и Аистообразные – Ciconiiformes | Лабораторные | 4 | 1 | Л2.3 | |
3.5. | Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отряду Гусеобразные – Anseriformes | Лабораторные | 4 | 1 | Л2.4 | |
3.6. | Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отрядам Соколообразные – Falconiformes | Лабораторные | 4 | 1 | ||
3.7. | Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отрядам Курообразные – Galliformes и Журавлеобразные – Gruiformes | Лабораторные | 4 | 1 | Л2.2 | |
3.8. | Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отряду Ржанкообразные – Charadriiformes | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.4, Л2.2 | |
3.9. | Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отряду Совообразные – Strigiformes | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.4 | |
3.10. | Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отряду Воробьинообразные – Passeriformes | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.3 | |
3.11. | Особо охраняемые млекопитающие Приморского края (насекомоядные, рукокрылые, грызуны) | Лабораторные | 4 | 2 | ||
3.12. | Управление численностью редких и охраняемых видов в Алтайском крае | Сам. работа | 4 | 22 | Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Силантьева М.М. | Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края : учеб. пособие: | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | редкол.: С.И. авцинов и др. | Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: | Администрация Алт. края, управление природных ресурсов, 2009 | http://oopt.aari.ru/ref/544 |
Л2.2 | сост. А.А. Околелова | Система особо охраняемых природных территорий: Методические указания | Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238354 |
Л2.3 | Красная книга Алтайского края (животные): | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 | http://old.ssbg.asu.ru/trudi/red_book_alt.kr_animals.pdf | |
Л2.4 | Черных Д.В. | Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Охрана редких и исчезающих видов животных». Дисциплина «Охрана редких и исчезающих видов животных» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |