МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 35
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 35 35 35 35
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний о фундаментальных законах экологии, взаимосвязи явлений в природе и обществе, механизмах их прямого и опосредованного влияния на организм человека как целостную систему, зависимости адаптивных реакций организма от наследственности, воздействия факторов среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы антропоэкологии, социальной экологии, взаимодействия системы «природа – общество»,
- исторические типы взаимосвязи человека и природы
- степени приспособленности человеческого организма к изменяющимся условиям окружающей среды;
- физиологические основы адаптации человека к действию факторов экологического риска;
- генетические и физиологические механизмы экозависимых патологий и аномалий человека;
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать взаимосвязь между экологическим состоянием территории и факторами экологического риска;
- определять последствия антропогенного воздействия на окружающую человека природную среду
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком применять полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы,
- навыком оценки последствий деятельности человека на природу.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.2. Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук. Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.3. Экзамен 4 4 Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Человек и высшие приматы
2.1. Человек и высшие приматы Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.2. Человек и высшие приматы Практические 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.3. Человек и высшие приматы Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Формирование антропосферы
3.1. Формирование антропосферы Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.2. Формирование антропосферы Практические 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.3. Формирование антропосферы Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 4. Общие закономерности адаптации
4.1. Общие закономерности адаптации Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.2. Общие закономерности адаптации Практические 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.3. Общие закономерности адаптации Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 5. Механизмы адаптации
5.1. Механизмы адаптации Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.2. Механизмы адаптации Практические 4 4 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.3. Механизмы адаптации Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 6. Природные факторы и их воздействие на организм
6.1. Природные факторы и их воздействие на организм Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
6.2. Природные факторы и их воздействие на организм Практические 4 6 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
6.3. Природные факторы и их воздействие на организм Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
6.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 7. Экологические аспекты хронобиологии
7.1. Экологические аспекты хронобиологии Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
7.2. Экологические аспекты хронобиологии Практические 4 4 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
7.3. Экологические аспекты хронобиологии Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
7.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 8. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам
8.1. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
8.2. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам Практические 4 4 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
8.3. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
8.4. Экзамен 4 1 Л3.1, Л1.2
Раздел 9. Факторы здоровья и факторы риска
9.1. Факторы здоровья и факторы риска Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
9.2. Факторы здоровья и факторы риска Практические 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
9.3. Факторы здоровья и факторы риска Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
9.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 10. Экологические поражения и болезни цивилизации
10.1. Экологические поражения и болезни цивилизации Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
10.2. Экологические поражения и болезни цивилизации Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
10.3. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 11. Инфекционные и паразитарные болезни в антропоценозах
11.1. Инфекционные и паразитарные болезни в антропоценозах Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
11.2. Инфекционные и паразитарные болезни в антропоценозах Практические 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
11.3. Инфекционные и паразитарные болезни в антропоценозах Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
11.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 12. Общая характеристика антропогенных воздействий на природную среду
12.1. Общая характеристика антропогенных воздействий на природную среду Лекции 4 1 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
12.2. Общая характеристика антропогенных воздействий на природную среду Практические 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
12.3. Общая характеристика антропогенных воздействий на природную среду Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
12.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2
Раздел 13. Приемы оценки экологического состояния природной среды
13.1. Приемы оценки экологического состояния природной среды Лекции 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
13.2. Приемы оценки экологического состояния природной среды Практические 4 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
13.3. Приемы оценки экологического состояния природной среды Сам. работа 4 3 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
13.4. Экзамен 4 2 Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Экология человека – наука о связи человека и окружающей среды.
2. Философия экологического образования.
3. Законы эволюции, эволюционной биологии. Факторы эволюции.
4. Место антропогенеза в эволюционном процессе.
5. Сочетание биологического и социального путей развития. Дуалистичность человека.
6. Основные археологические находки в теории эволюции человека.
7. Стадии развития вида Человек разумный.
8. Проявление основных экологических законов в антропогенезе.
9. Экологическая обстановка и этногенез.
10. Экология культуры. Труды Д.С. Лихачева.
11. Понятие ноосферы. Ноосферное развитие общества.
12. Расы и этносы. Экологические основы их формирования.
13. Роль естественного отбора. Евгеника как наука.
14. Роль мутационных факторов в формировании генофонда человека.
15. Факторы обеспечения продолжительности жизни человека.
16. Концепция "эгоистического гена". Способность к размножению природных организмов.
17. Механизмы ускорения эволюции. Партеногенез, гермафродитизм.
18. Теория разделения полов и следствия различной эволюционно-экологической поли полов.
19. Рациональное природопользование. Основные понятия, принципы.
20. Экологическое право. Экологическая криминология.
21. Источники природного и техногенного излучения. Влияние на организм человека и структуру генов.
22. Генно-модицифированные организмы. История развития.
23. Основные понятия концепции устойчивого развития. Документы, реализация в России и Волгоградской области.
24. Источники, классификация глобальных проблем человечества. Прогнозы Т. Мальтуса, В. Вернадского.
25. Урбанизация территорий в мире и в России. Организмы, населяющие городскую территорию.
26. Парниковый эффект. Изменение климата на планете. Теория естественного повышения температуры.
27. Проблема ядерной безопасности. Возможные экологические последствия.
28. Основы устойчивости биосферы. Оценка воздействия человека на природу.
29. Социальная биологическая эволюция человека. Концепция экологического кризиса.
30. Криптонауки о живых организмах. Их место в современной научной парадигме.
31. Концепция управления толпой. Толпа доисторических времен и в современном обществе. Общие черты, различия. Примеры.
32. Клонирование. Современное состояние проблемы. Дискуссионные аспекты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Конституция человека и её роль в адаптации и формировании здоровья.
2. Классификация болезней. Основные экологически значимые болезни.
3. Циркадные ритмы и здоровье. Хронотерапия и хронофармакология.
4. Электромагнитные поля и здоровье.
5. Ионизирующая радиация (природная и антропогенная) и здоровье.
6. Урбоэкология и здоровье человека.
7. Антропогенное загрязнение среды обитания.
8. Применение ядохимикатов в сельском хозяйстве и их влияние на здоровье человека.
9. Влияние выбросов на состояние здоровья населения.
10. Научно-технический прогресс и экология человека.
11. Генная инженерия и биотехнология. Генетическая адаптация.
12. Экологические проблемы демографии, здоровье и продолжительность жизни.
13. Экологические проблемы брака и семьи.
14. Влияние экологических факторов на эндокринную систему.
15. Экологозависимые болезни. Болезни цивилизации.
16. Антропогенное воздействие на биосферу.
17. Экологические войны.
18. Профессиональные заболевания.
19. Эколого-гигиенические проблемы питания.
20. Влияние табакокурения на репродуктивную функцию женщин.
21. Генномодифицированные продукты: вред или польза?
22. Влияние пестицидов на здоровье населения.
23. Антиоксиданты и здоровье человека.
24. Лекарственные препараты и здоровье населения.
25. Препараты бытовой химии, дезинфекции, гигиены и косметики, их влияние на здоровье населения.
26. Стресс в крупных городах
27. Экологические проблемы современного мира.
28. Ожирение.
29. Голодание.
30. Депрессии.
31. Влияние факторов природной среды на здоровье населения тропиков.
32. Влияние факторов природной среды на здоровье населения севера.
33. Влияние музыки на здоровье человека.
34. Роль витаминов в жизни человека.
35. Влияние метеорологических факторов на организм человека.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. О положении человека в системе высших приматов.
2. Принципы эволюционной экологии и антропогенез
3. Среда антропогенеза
4. Этапы и экологическая обусловленность антропогенеза
5. Особенности эволюции человека по сравнению с эволюцией других животных
6. Географические и экологические факторы расселения человечества
7. Расовая структура Homo sapiens
8. Экологические факторы этногенеза
9. Экологические ниши человечества. Формы хозяйства
10. Экологическая демография
11. Ээкологические и социальные причины и последствия демографического взрыва XX в
12. Краткая характеристика и основные проблемы развития человечества (демографический аспект)
13. Факторы воздействия окружающей среды
14. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Пределы адаптивных возможностей (норма реакции)
15. Адаптивные формы поведения
16. Неспецифические компоненты адаптации.
17. Специфическая адаптация
18. Механизмы адаптации
19. Экологические аспекты заболеваний
20. Зависимость адаптационных процессов от длительности проживания в измененных условиях среды. Аборигены.
21. Адаптивные типы и среда
22. Природные факторы и их воздействие на организм
23. Метеорологические факторы и их влияние на организм
24. Классификация биоритмов
25. Циркадианные (суточные) Сезонные (циркануальные)ритмы
26. Адаптационная перестройка биологических ритмов десинхроноз.
27. Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики
28. Адаптация человека к пустынной (аридной) зоне
29. Адаптация человека к условиям тропической (юмидной) зоны
30. Адаптация человека к условиям высокогорья
31. Адаптация человека к условиям морского климата
32. Факторы здоровья и факторы риска
33. Особенности онтогенеза человека. Критические стадии аномалий индивидуального развития
34. Экологические поражения
35. Болезни цивилизации
36. Экологическая обусловленность инфекций
37. Иммунитет.
38. Неинфекционные болезни в антропоценозах
39. Антропогенная деградация природы
40. Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами.
41. Техногенные органические ксенобиотики.
42. Радиационное и физическое загрязнения.
43. Экологическая безопасность и экологический риск.
44. Биологические потребности человека.
45. Социальные потребности человека.
46. Адаптация к различным типам трудовой деятельности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трифонова, Т. А. Прикладная экология человека: учебное пособие для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Жиров А. И., Дмитриев В. В., Ласточкин А. Н. Прикладная экология. В 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щанкин, А.А. Курс лекций по региональным особенностям экологии человека: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Иванова, Р.Р. Экология человека: практикум Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Ильиных, И.А. Экология человека: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.4 Хаскин В. В. Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда: учебник Москва: Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=118249
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Максимова Н.Б., Семикина С.С. Экология человека: Учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ – экологический портал России и стран СНГ www.ecologysite.ru
Э2 - Гринпис www.greenpeace.org
Э3 - экологический портал, социальная экологическая сеть naveki.ru
Э4 - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) control.mnr.gov.ru
Э5 Министерство здравоохранения Российской Федерации www.rosminzdrav.ru
Э6 Антропология. Понятия и категории ponjatija.ru
Э7 Курс в Moodle «Экология человека» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

1. http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ
2. http://naveki.ru/ - экологический портал, социальная экологическая сеть
3. http://www.panda.org/ - всемирный фонд дикой природы
4. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России
5. http://www.greenpeace.org/international/ - Гринпис
6. http://dop.environment.ru/ - движение студенческих дружин по охране природы
7. http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
8. http://vernadsky.lib.ru/ Электронный Архив В. И. Вернадского
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Биосфера
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Химическая эволюция
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Возникновение жизни
12. http://geohro.ru/pervie_etapi_razvitiya_jizni/ Историческая геология
13. http://evolution.powernet.ru/history/ История развития жизни
14. http://art-con.ru/node/994 Учение о биосфере: основные положения и понятия

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.