МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География отраслей экономики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии , Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География отраслей экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о закономерностях территориальной организации ключевых отраслей экономики, специфике современного производственного процесса в основных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также знаний о технологии данных производств;
уяснение взаимосвязи фундаментальных наук с техникой и технологией отраслевых производств и научно- техническим прогрессом в целом; познание важнейших технологических систем промышленного и сельскохозяйственного производства;
получение представления о географических и производственно-технологических факторах размещения различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования
ПК-7 способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состав и отраслевую структуру современной мировой экономики; факторы и закономерности территориальной организации, а также тенденции развития ключевых отраслей экономики.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск специальной научной, учебной и справочной литературы по тематике географии отраслей экономики; оценивать качество, полноту и достоверность количественных и качественных сведений об отрасли экономики; осуществлять качественный экономико-географический анализ отраслей экономики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения отраслевого экономико-географического анализа территории; методами и инструментами выявления закономерностей территориальной организации и развития отраслей экономики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы дисциплины «География отраслей экономики».
1.1. Отрасли экономики как предметы географического изучения. Предмет. Задачи курса. Проблемно-методологические подходы в изучении географии отраслей экономики. Классификация отраслей экономики. Понятийно-терминологический аппарат. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Эволюция взглядов экономистов и экономико-географов на проблему оптимизации размещения промышленности. «Теория размещения промышленности» А. Вебера. Теории Д. Смита, А. Леша, Д. Гамильтона, Н.Д. Кондратьева и др. Вклад советских (российских) и зарубежных экономико-географов в изучении географии промышленности. Теории территориальной организации сельского хозяйства (теория И. Тюнена и др.). Теории территориальной организации сферы обслуживания. Концепция ТПК. Система энерго-производственных циклов. ЭПЦ Колосовского. Практические 6 8 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Современные концепции и теории территориальной организации отраслей экономики в России и за рубежом. Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Факторы и критерии территориальной организации отраслей экономики.
2.1. Природные условия и ресурсы как база развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Общая характеристика природных условий и ресурсов. Особенности влияния природных условий и ресурсов на размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства на разных этапах развития общества. Ослабление зависимости размещения производства от природных условий в эпоху НТР. Экологические проблемы развития в размещении производственных отраслей экономики. Влияние природных условий на сферу обслуживания. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Технико-экономические факторы развития и размещения производственных отраслей экономики. Влияние законов общественного развития на географию промышленности и сельского хозяйства. Условия развития производственных отраслей в условиях рыночной экономики. Трудовые ресурсы и капитал – важнейшие общественные предпосылки размещения хозяйства. Воздействие НТП на географию отраслей экономики. Роль научно-технического прогресса в создании инновационных технологий, продуктов и производств. Технико-экономические факторы изменения отраслевой структуры экономики мира. Особенности развития сферы обслуживания в постиндустриальном мире. Инновационная экономика. Практические 6 8 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Специфика отраслевой структуры экономики развитых и развивающихся стран. Индустриализация, постиндустриализация, деиндустриализация и псевдопостиндустриализация отдельных стран и регионов мира. Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. География отраслей сельского хозяйства.
3.1. Сельское хозяйство как предмет географического исследования. Краткая история становления географии сельского хозяйства как научной дисциплины Методология исследования географии сельского хозяйства. Специализация сельского хозяйства. География центров происхождения культурных растений. Становление сельского хозяйства в период с возникновения земледелия до средних веков. Сельское хозяйство с XIV-XV веков до XX века. «Зеленая революция», ее значение. Диффузии инноваций в землепользовании и аграрном производстве. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Сельскохозяйственная оценка разных географических ландшафтов. Значение закона сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Теория И. Тюнена как основополагающая теория для географии сельского хозяйства. Историческая изменчивость сельскохозяйственных оценок разных ландшафтов. Обоснование способов использования земель непосредственно данными о природных условиях местности. Практические 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Условия и факторы развития и размещения сельского хозяйства, их классификация. Агроклиматические условия и их оценка при ведении сельского хозяйства. Почвенно-земельные ресурсы как фактор территориальной дифференциации сельского хозяйства. Классификация экономических условий размещения сельского хозяйства. Механизация. Химизация. Агромелиорация. Транспортная обеспеченность сельского хозяйства. Техника сельского хозяйства. Сельскохозяйственное районирование мира. Сам. работа 6 13 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Территориальная организация основных отраслей растениеводства. Зерноводстве хозяйство (пшеница, рожь, рис, кукуруза, овес, ячмень и др.). Производство масличных культур (подсолнечник, арахис, маслина, оливка, масличная пальма, конопля и др. Производство прядильных культур (хлопок, лен, джут и др.). Производство сахароносов (сахарный тростник, сахарная свекла и др.). Производство стимулирующих культур (чай, кофе, какао, табак, бетель и пр.). Возделывание каучуконосов. Винаградарство. Овощеводство. Плодоводство. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Территориальная организация основных отраслей животноводства. Скотоводство. Свиноводство. Овцеводство. Коневодство. Птицеводство. Верблюдоводство. Яководство. Кролиководство. Рыбоводство. Звероводство. Пчеловодство. Шелкопрядоводство. Практические 6 4 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Аграрно-экологические проблемы. Снижение плодородия почв. Эрозионные процессы. Опустынивание. Опасности генной инженерии (ГМО). Опасности химизации (применение пестицидов, гербицидов и минеральных и органических удобрений). Аграрно-экологические последствия изменения климата. Продовольственная проблема. Стратегии устойчивого сельского хозяйства и их реализация в разных регионах мира. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства с помощью агротехнических мероприятий (на примере конкретной территории). Возможные пути решения продовольственной проблемы. Теория Мальтуса, ее значение. Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. География отраслей промышленности.
4.1. Основные черты размещения отраслей мировой промышленности. Особенности размещения добывающей промышленности. Основные черты размещения отраслей обрабатывающей промышленности. Территориальная структура хозяйства в крупных регионах мира, новейшие тенденции ее изменения. Особенности и современные тенденции в размещении отраслей тяжелой и легкой промышленности. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Территориальная организация ключевых отраслей мировой промышленности. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Угольная промышленность. Электроэнергетика. Черной металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Легкая промышленность. Пищевая промышленность. Практические 6 8 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Сдвиги в размещении производства в разных отраслях промышленности мира. Территориальная структура мировой промышленности. Результаты взаимодействия условий, предпосылок и факторов размещения промышленного производства на сдвиги в его географии. Миграция производств в добывающих отраслях промышленности мира. Сдвиги в размещении отраслей обрабатывающей промышленности. Влияние деятельности ТНК на размещение промышленности мира. Крупнейшие российские корпорации: характеристика деятельности и перспективы превращения в ТНК. Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. География сферы обслуживания.
5.1. Понятия потребности, услуги и обслуживания. Понятия сферы услуг и сферы обслуживания. Пирамида потребностей А. Маслоу и ее связь со сферой обслуживания. Классификация сферы обслуживания и особенности развития ключевых ее отраслей. Связь сферы обслуживания с территориальной организацией населения и дифференциацией уровня жизни. Факторы пространственного развития сферы обслуживания. Специфика территориальной организации наиболее значимых отраслей сферы обслуживания. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Территориальная организация сферы обслуживания. География транспорта. География мирового туризма. География бановско-финансовой сферы. География шоу-бизнеса. Мировые финансовые центры. Практические 6 4 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Территориальная организация учреждений сферы услуг. Торговля. Медицина. Образование. Наука. Органы обеспечения правопорядка и безопасности. Социальное обеспечение. Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 6 27 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой География мира в 3 т. Том 2. Социально-экономическая география мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Б.Н. Лузгин Ресурсоведение: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2020
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гречко Е.А. Географические различия систем корпоративного управления: Учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Латышева, О.А. Проектирование территорий промышленного, аграрного и туристско-рекреационного назначения :: учебное пособие АлтГУ, 2019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал «Один мир». Актуальная экономико-географическая информация по странам мира www.nationsonline.org
Э2 портал Всемирного банка. Актуальная статистическая информация по экономике стран мира www.worldbank.org
Э3 Курс в Moodle "География отраслей экономики" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География отраслей экономики»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «География отраслей экономики» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «География отраслей экономики» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «География отраслей экономики» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

По дисциплине «География отраслей экономики» студенты выполняют курсовые работы. Написание и защита курсовой работы является обязательным условием для допуска к экзамену.
Важнейшей задачей написания курсовой работы является системное ознакомление студентами с современными научными знаниями о территориальной организации отраслей экономики, раскрытие на этой основе содержания географии мирового хозяйства.
Студент выбирает вариант курсовой работы (из тематики,
предложенной кафедрой) самостоятельно. Если он проявляет интерес к другим, не указанным в тематике курсовых работ темам, то по согласованию с кафедрой студент может сделать такой выбор. Самовольное изменение варианта не допускается. После выбора темы курсовая работа должна быть зарегистрирована у специалиста по УМР кафедры.
Написание курсовой работы – творческий процесс, включающий предварительное изучение учебной литературы, монографических источников, отдельных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных научных журналах, относящихся к теме курсовой работы.
Из перечня вопросов, раскрывающих содержание темы, студент составляет план курсовой работы. В необходимых случаях целесообразно предварительно проконсультироваться по этому вопросу у научного руководителя. Научное руководство курсовых работ бакалавров назначается кафедрой.
Курсовая работа выполняется самостоятельно. Механическое переписывание литературных источников недопустимо. Это не означает, однако, что студент не имеет права в своей работе на использование соответствующей учебной и монографической литературы по теме.
Использование данного материала предполагает, что надлежащие цитаты берутся в кавычки, и обязательно делается ссылка (постранично или в конце работы) на заимствованные источники.
Работа, выполненная только на базе учебника (без использования монографической литературы и статей в научной периодике) оценивается как неудовлетворительная.
Курсовая работа должна быть аккуратно оформлена. Курсовая работы представляется в машинописном варианте либо в компьютерном наборе. Печать (машинописный или компьютерный набор) производится в соответствии с требованиями ГОСТа. Курсовая работа должна быть сброшюрована, страницы работы пронумерованы. В начале работы должен быть ее план, а в конце – список изученной и использованной литературы.
Объем курсовой работы в пределах 30-40 страниц машинописного или компьютерного набора через 1,5 интервала. В объем курсовой работы не входят список литературы, приложения и т.д. На титульном листе работы указываются: наименование кафедры, тема работы, Ф.И.О. студента, ее выполнившего (с указанием курса и группы), Ф.И.О. научного
руководителя, консультировавшего автора работы (с указанием должности, ученой степени и научного звания), год подготовки работы.
Курсовая работа, отвечающая указанным требованиям, оценивается по пятибалльной системе.
Критерии оценки курсовой работы
Оценка «ОТЛИЧНО» выставляется если:
- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер, отличается определенной новизной;
- глубоко и всесторонне раскрыта исследуемая проблема; собран, обобщен и проанализирован необходимый материал, на основе которого сделаны аргументированные теоретические выводы и практические рекомендации;
- теоретические положения умело и творчески увязаны с практическими вопросами;
- дан анализ различных взглядов по исследуемой проблеме (если это необходимо по теме работы);
- составлена полная библиография в соответствии с требованиями методических рекомендаций.
Оценка «ХОРОШО» ставится если:
- раскрыта исследуемая проблема с использованием монографической литературы и научной периодики;
- отдельные вопросы изложены самостоятельно, но без глубокого творческого обоснования;
- имеют место неточности при освещении вопросов темы.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится если:
- исследуемая проблема раскрыта, в основном, правильно;
- в работе не использован весь необходимый для освещения темы материал, а также научная литература;
- допущено поверхностное изложение отдельных вопросов темы.
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится если
- работа содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений;
- носит откровенно компилятивный характер.


8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «География отраслей экономики»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.