МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и управление природопользованием

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 34 40 34 40
Сам. работа 75 69 75 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономика и управление природопользованием

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионвльного образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (квалификация (степень)"магистр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "23" сентября 2015 г. № 39343

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплинявляется формирование представлений о хозяйственном механизме управления природопользованием

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– знает основные базовые понятия в области экологии;
- знает основные понятия, терминологию и основные законы экономики природопользования;
- основные направления ОВОС;
3.2.Уметь:
3.2.1.– использовать базовые знания экологии в жизненно важных ситуациях;
- выделять основные элементы экономического ущерба;
- анализировать влияние производственной деятельности на состояние среды;
- составлять план ОВОС;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками обоснования актуальных социально-экономических проблем на основе фундаментальных экологических закономерностей;
- методами определения ущерба от загрязнения среды и эффективности природоохранных мероприятий;
- методами экономической оценки ОВОС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическое развитие и экологический фактор.
1.1. Экономическое развитие и экологический фактор. Практические 2 6 ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.2. Экономическое развитие и экологический фактор. Сам. работа 2 6 ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Эколого-экономический анализ.
2.1. Эколого-экономический анализ. Лекции 2 2 ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.2. Эколого-экономический анализ. Практические 2 8 ПК-1 Л3.1, Л1.2
2.3. Эколого-экономический анализ. Сам. работа 2 6 ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
3.1. Государство и рынок в охране окружающей среды Лекции 2 2 ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.2. Государство и рынок в охране окружающей среды Практические 2 8 ПК-1 Л3.1, Л1.2
3.3. Государство и рынок в охране окружающей среды Сам. работа 2 18 ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 4. Экономический механизм экологизации экономики
4.1. Экономический механизм экологизации экономики Лекции 2 2 ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.2. Экономический механизм экологизации экономики Практические 2 8 ПК-1 Л3.1, Л1.2
4.3. Экономический механизм экологизации экономики Сам. работа 2 12 ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 5. Зарубежный опыт управления природопользованием
5.1. Зарубежный опыт управления природопользованием Лекции 2 2 ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
5.2. Зарубежный опыт управления природопользованием Практические 2 10 ПК-1 Л3.1, Л1.2
5.3. Зарубежный опыт управления природопользованием Сам. работа 2 27 ПК-1 Л3.1, Л1.2
5.4. Экзамен 2 27 Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет экономики природопользования. Место природопользования в современной экономике.
2. Типы и факторы экономического развития.
3. Подходы к определению экономической ценности природы: рыночный, рентный, затратный.
4. Подходы к определению экономической ценности природы: альтернативная и общая экономическая стоимость. Стоимость существования и субъективная оценка стоимости.
5. Понятие эколого-экономической системы. Территория как социо-эко-система.
6. Принципы эколого-экономического анализа территории. Показатели демографического, экономического и экологического потенциалов территории
7. Эколого-экономический анализ предприятий.
8. Экологические издержки общества.
9. Эколого-экономический ущерб: факторы, влияющие на величину ущерба. Методы расчета.
10. Экономика природопользования: макроэкономический анализ (уравнение материального баланса).
11. Традиционная система национальных счетов и необходимость ее модификации.
12. Интегрированная система экономических и экологических счетов.
13. Механизмы реализации эколого-экономической политики: административные методы.
14. Типы и принципы экономического механизма природопользования.
15. Платность природопользования.
16. Плата за загрязнение.
17. Методы экономического стимулирования природоохранной деятельности.
18. Современная система финансирования природоохранной деятельности.
19. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Ценовое регулирование. Рыночное регулирование
20. Развитие рынка экологических товаров, услуг.
21. Международное сотрудничество в решении экологических проблем.
22. Международные организации в области охраны окружающей среды.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Современное состояние воздушной среды РФ.
2. Современное состояние поверхностных вод РФ.
3. Современное состояние почвенного покрова в РФ.
4. Государственная экологическая политика в РФ.
5. Обеспечение экологической безопасности.
6. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.
7. Экономическое регулирование природоохранной деятельности в РФ.
8. Финансирование природоохранной деятельности. в РФ.
9. Экономическое регулирование природоохранной деятельности в развитых странах мира (на примере одной из стран).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет экономики природопользования. Место природопользования в современной экономике.
1. История формирования экономики природопользования: классическая экономическая школа.
2. История формирования экономики природопользования: К.Маркс, А. Пигу, Р.Коуз и др. представители неоклассической школы.
3. Основные принципы экономики природопользования.
2. Типы и факторы экономического развития.
3. Подходы к определению экономической ценности природы: рыночный, рентный, затратный.
4. Подходы к определению экономической ценности природы: альтернативная и общая экономическая стоимость. Стоимость существования и субъективная оценка стоимости.
5. Понятие эколого-экономической системы. Территория как социо-эко-система.
6. Принципы эколого-экономического анализа территории. Показатели демографического, экономического и экологического потенциалов территории
7. Эколого-экономический анализ предприятий.
8. Экологические издержки общества.
9. Эколого-экономический ущерб: факторы, влияющие на величину ущерба. Методы расчета.
10. Экономика природопользования: макроэкономический анализ (уравнение материального баланса).
11. Традиционная система национальных счетов и необходимость ее модификации.
12. Интегрированная система экономических и экологических счетов.
13. Механизмы реализации эколого-экономической политики: административные методы.
14. Типы и принципы экономического механизма природопользования.
15. Платность природопользования.
16. Плата за загрязнение.
17. Методы экономического стимулирования природоохранной деятельности.
18. Современная система финансирования природоохранной деятельности.
19. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Ценовое регулирование. Рыночное регулирование
20. Развитие рынка экологических товаров, услуг.
21. Международное сотрудничество в решении экологических проблем.
22. Международные организации в области охраны окружающей среды.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Макар, В. Г. Глушкова Экономика природопользования: учебник М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Каракеян В.И. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. : Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. О. В. Отто Экономика природопользования: учебно-методическое пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1615
Л3.2 Отто О. В. Экономика природопользования: учеб.-метод. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Web-атлас «Россия как система». www.sci.aha.ru
Э2 2. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». www.sci.aha.ru
Э3 3.Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт) www.mnr.ru
Э4 4.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
Э5 Курс в Moodle «Экономика и управление природопользованием» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/
3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/
5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour
6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/
7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисци-плине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материа-лу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фак-тов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основ-ные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семина-ра. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.