Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Управление природопользованием |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_УП_2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 34 | 40 | 34 | 40 |
Сам. работа | 75 | 69 | 75 | 69 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент
1.1. | Целью освоения учебной дисциплинявляется формирование представлений о хозяйственном механизме управления природопользованием |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – знает основные базовые понятия в области экологии; - знает основные понятия, терминологию и основные законы экономики природопользования; - основные направления ОВОС; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – использовать базовые знания экологии в жизненно важных ситуациях; - выделять основные элементы экономического ущерба; - анализировать влияние производственной деятельности на состояние среды; - составлять план ОВОС; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками обоснования актуальных социально-экономических проблем на основе фундаментальных экологических закономерностей; - методами определения ущерба от загрязнения среды и эффективности природоохранных мероприятий; - методами экономической оценки ОВОС. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экономическое развитие и экологический фактор. | ||||||
1.1. | Экономическое развитие и экологический фактор. | Практические | 2 | 6 | ПК-1 | Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
1.2. | Экономическое развитие и экологический фактор. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 2. Эколого-экономический анализ. | ||||||
2.1. | Эколого-экономический анализ. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
2.2. | Эколого-экономический анализ. | Практические | 2 | 8 | ПК-1 | Л3.1, Л1.2 |
2.3. | Эколого-экономический анализ. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 3. Государство и рынок в охране окружающей среды | ||||||
3.1. | Государство и рынок в охране окружающей среды | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
3.2. | Государство и рынок в охране окружающей среды | Практические | 2 | 8 | ПК-1 | Л3.1, Л1.2 |
3.3. | Государство и рынок в охране окружающей среды | Сам. работа | 2 | 18 | ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 4. Экономический механизм экологизации экономики | ||||||
4.1. | Экономический механизм экологизации экономики | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
4.2. | Экономический механизм экологизации экономики | Практические | 2 | 8 | ПК-1 | Л3.1, Л1.2 |
4.3. | Экономический механизм экологизации экономики | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 5. Зарубежный опыт управления природопользованием | ||||||
5.1. | Зарубежный опыт управления природопользованием | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
5.2. | Зарубежный опыт управления природопользованием | Практические | 2 | 10 | ПК-1 | Л3.1, Л1.2 |
5.3. | Зарубежный опыт управления природопользованием | Сам. работа | 2 | 27 | ПК-1 | Л3.1, Л1.2 |
5.4. | Экзамен | 2 | 27 | Л3.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Предмет экономики природопользования. Место природопользования в современной экономике. 2. Типы и факторы экономического развития. 3. Подходы к определению экономической ценности природы: рыночный, рентный, затратный. 4. Подходы к определению экономической ценности природы: альтернативная и общая экономическая стоимость. Стоимость существования и субъективная оценка стоимости. 5. Понятие эколого-экономической системы. Территория как социо-эко-система. 6. Принципы эколого-экономического анализа территории. Показатели демографического, экономического и экологического потенциалов территории 7. Эколого-экономический анализ предприятий. 8. Экологические издержки общества. 9. Эколого-экономический ущерб: факторы, влияющие на величину ущерба. Методы расчета. 10. Экономика природопользования: макроэкономический анализ (уравнение материального баланса). 11. Традиционная система национальных счетов и необходимость ее модификации. 12. Интегрированная система экономических и экологических счетов. 13. Механизмы реализации эколого-экономической политики: административные методы. 14. Типы и принципы экономического механизма природопользования. 15. Платность природопользования. 16. Плата за загрязнение. 17. Методы экономического стимулирования природоохранной деятельности. 18. Современная система финансирования природоохранной деятельности. 19. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Ценовое регулирование. Рыночное регулирование 20. Развитие рынка экологических товаров, услуг. 21. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. 22. Международные организации в области охраны окружающей среды. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Современное состояние воздушной среды РФ. 2. Современное состояние поверхностных вод РФ. 3. Современное состояние почвенного покрова в РФ. 4. Государственная экологическая политика в РФ. 5. Обеспечение экологической безопасности. 6. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. 7. Экономическое регулирование природоохранной деятельности в РФ. 8. Финансирование природоохранной деятельности. в РФ. 9. Экономическое регулирование природоохранной деятельности в развитых странах мира (на примере одной из стран). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Предмет экономики природопользования. Место природопользования в современной экономике. 1. История формирования экономики природопользования: классическая экономическая школа. 2. История формирования экономики природопользования: К.Маркс, А. Пигу, Р.Коуз и др. представители неоклассической школы. 3. Основные принципы экономики природопользования. 2. Типы и факторы экономического развития. 3. Подходы к определению экономической ценности природы: рыночный, рентный, затратный. 4. Подходы к определению экономической ценности природы: альтернативная и общая экономическая стоимость. Стоимость существования и субъективная оценка стоимости. 5. Понятие эколого-экономической системы. Территория как социо-эко-система. 6. Принципы эколого-экономического анализа территории. Показатели демографического, экономического и экологического потенциалов территории 7. Эколого-экономический анализ предприятий. 8. Экологические издержки общества. 9. Эколого-экономический ущерб: факторы, влияющие на величину ущерба. Методы расчета. 10. Экономика природопользования: макроэкономический анализ (уравнение материального баланса). 11. Традиционная система национальных счетов и необходимость ее модификации. 12. Интегрированная система экономических и экологических счетов. 13. Механизмы реализации эколого-экономической политики: административные методы. 14. Типы и принципы экономического механизма природопользования. 15. Платность природопользования. 16. Плата за загрязнение. 17. Методы экономического стимулирования природоохранной деятельности. 18. Современная система финансирования природоохранной деятельности. 19. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Ценовое регулирование. Рыночное регулирование 20. Развитие рынка экологических товаров, услуг. 21. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. 22. Международные организации в области охраны окружающей среды. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С. В. Макар, В. Г. Глушкова | Экономика природопользования: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
Л1.2 | Каракеян В.И. | ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. : Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | сост. О. В. Отто | Экономика природопользования: учебно-методическое пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1615 |
Л3.2 | Отто О. В. | Экономика природопользования: учеб.-метод. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Web-атлас «Россия как система». | www.sci.aha.ru | ||
Э2 | 2. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». | www.sci.aha.ru | ||
Э3 | 3.Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт) | www.mnr.ru | ||
Э4 | 4.Федеральная служба государственной статистики | www.gks.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle «Экономика и управление природопользованием» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm 2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/ 3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ 4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/ 5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour 6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/ 7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс». 8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисци-плине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материа-лу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фак-тов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основ-ные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). • В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семина-ра. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. |