МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н, доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономика природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью дисциплины является обеспечение студентов современными знаниями об особенностях и закономерностях функционирования экономического механизма природопользования.
Основными учебными задачами дисциплины являются:
1. Изучение экономических аспектов взаимодействия общества и природы;
2. Анализ экономических проблем, связанных с изменением состояния окружающей среды и с использованием природных ресурсов;
3. Определение экономической ценности природных ресурсов и услуг;
4. Изучение возможностей государственного регулирования и рыночных инструментов в области охраны природы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды
ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Особенности экологических благ.
- Основные особенности различных типов социально-экономического развития общества.
- Теоретические основы экономической оценки природных ресурсов.
- Характер воздействия на природную среду различных отраслей экономики.
- Методы управления природопользованием, место экономических инструментов в механизме управления.
- Направления экологизации экономического развития.
- Основные направления международного сотрудничества в области природопользования.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Определить округленную экономическую оценку минеральных, водных, лесных, земельных ресурсов.
• Рассчитать величину платежей за использование природных ресурсов и платежей за загрязнение окружающей природной среды.
• Определить экономическую эффективность в природопользовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.*иметь навыки определения нормативов воздействия хозяйственной деятельности на природную среду;
*иметь навыки планирования экологической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Предмет. Предпосылки формирования и история формирования.
1.1. Введение. Предмет. Предпосылки формирования и история формирования. Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л1.1
1.2. Введение. Предмет. Предпосылки формирования и история формирования. Сам. работа 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 2. Экономическое развитие и экологический фактор.
2.1. Экономическое развитие и экологический фактор. Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
2.2. Экономическое развитие и экологический фактор. Сам. работа 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 3. Эколого-экономическая сбалансированность. Понятие экстерналий. Исследования А. Пигу.
3.1. Эколого-экономическая сбалансированность. Понятие экстерналий. Исследования А. Пигу. Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л1.1
3.2. Эколого-экономическая сбалансированность. Понятие экстерналий. Исследования А. Пигу. Практические 5 6 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л3.2
3.3. Эколого-экономическая сбалансированность. Понятие экстерналий. Исследования А. Пигу. Сам. работа 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 4. Функции природной среды.
4.1. Функции природной среды. Методы оценки природных ресурсов Практические 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л3.2
4.2. Функции природной среды. Сам. работа 5 6 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 5. Экономическая эффективность природопользования.
5.1. Экономическая эффективность природопользования. Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
5.2. Экономическая эффективность природопользования. Практические 5 6 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л3.2
5.3. Экономическая эффективность природопользования. Сам. работа 5 4 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 6. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
6.1. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
6.2. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Практические 5 6 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л3.2
6.3. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Сам. работа 5 6 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 7. От техногенного к устойчивому типу развития. Экологизация экономики и конечные результаты.
7.1. От техногенного к устойчивому типу развития. Экологизация экономики и конечные результаты. Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
7.2. От техногенного к устойчивому типу развития. Экологизация экономики и конечные результаты. Сам. работа 5 5 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 8. Управление природопользованием. Экономический механизм экологизации экономики Государство и рынок в охране окружающей среды
8.1. Управление природопользованием. Экономический механизм экологизации экономики Государство и рынок в охране окружающей среды Практические 5 6 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л3.2
8.2. Управление природопользованием. Экономический механизм экологизации экономики Государство и рынок в охране окружающей среды Сам. работа 5 4 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 9. Экономическое планирование и принятие решений. Финансирование природоохранной деятельности
9.1. Экономическое планирование и принятие решений. Финансирование природоохранной деятельности Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2
9.2. Источники финансирования охраны природы Практические 5 2 Л3.2
9.3. Экономическое планирование и принятие решений. Финансирование природоохранной деятельности Сам. работа 5 8 ОПК-6, ОПК-7, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тема 1. Предпосылки возникновения и история формирования
«Экономики природопользования»
1. Теория народонаселения Т.Мальтуса.
2. Взгляды Д.Рикардо.
3. Вопросы взаимоотношений общество-природа в работах Д.Ст. Милля.
4. Вопросы взаимоотношений общество-природа в работах К. Маркса.
5. Природоохранная проблематика в неоклассическом направлении.
6. Доклад Римскому клубу «Пределы роста».
7. Доклад «Человечество на перепутье».
8. Международные конференции по окружающей среде и развитию.

Тема 2. Экономическая эффективность природопользования

1. Понятие экономической эффективности.
2. Определения экономической эффективности в области природопользования.
3. Учет фактора времени. Дисконтирование.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Развитие экономики природопользования в современных условиях.
2. Современная экологическая политика в России.
3. Природоохранная деятельность на предприятиях энергетики.
4. Природоохранная деятельность на предприятиях нефтяного комплекса.
5. Природоохранная деятельность на предприятиях машиностроения.
6. Развитие экономики природопользования в современных условиях.
7. Современная экологическая политика в России.
8. Природоохранная деятельность на предприятиях энергетики.
9. Природоохранная деятельность на предприятиях нефтяного комплекса.
10. Природоохранная деятельность на предприятиях обрабатывающей промышленности.
11. Воздействие на состояние ОС РФ отдельных видов хозяйственной деятельности (на примере одной из отраслей)
12. Налоговая политика и природопользование.

6. Природоохранная деятельность на предприятиях АПК.
7. Природоохранная деятельность в сельском хозяйстве.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Выберите черты рационального природопользования:
А) высокая материалоемкость производства;
Б) развитие малоотходных технологий;
В) воспроизводство природных ресурсов;
Г) экстенсивный рост потребления природных ресурсов.
2. Загрязнение окружающей среды – это:
А) изменение физико-химических свойств ее компонентов;
Б) поступление в окружающую среду выбросов и сбросов;
В) антропогенная деятельность, связанная с поступлением в окружающую среду различных химических веществ.
3. Экологические аспекты благосостояния рассматривали ученые:
А) Т.Мальтус и Д. Милль; Б) Д. Милль и А. Пигу;
В) А. Пигу и Д. Рикардо; В) Д. Рикардо и К. Маркс.
4. Доклад Римскому клубу «Пределы роста» был опубликован в…гг. 20 века:
А) в начале 70-х; Б) в конце 80-х; В) в конце 60-х; Г) в начале 80-х.
5. Одним их первых был сформулирован принцип экономики природопользования - …:
А) загрязнитель – платит; Б) предосторожности;
В) применения наилучшей из доступных технологий;
Г) критических нагрузок.
6. Основными направлениями решения экологических проблем являются:
А) административный контроль со стороны государства;
Б) установление стандартов качества окружающей среды;
В) внедрение безотходных технологий;
Г) сокращение потерь природных ресурсов и потребления невозобновляемых ресурсов.
7. Первичным эффектом проведения природоохранной деятельности являются:
А) экологические результаты; Б) экономические результаты;
В) социальные результаты.
8. Природоохранная деятельность должна осуществляться:
А) до возникновения ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
Б) до и после возникновения ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
В) до возникновения ущерба в результате загрязнения окружающей среды и на всех стадиях хозяйственного процесса.
9. В развитых странах в области природопользования применяются:
А) в основном экономические методы,
Б) методы прямого урегулирования,
В) смешанные методы.
10. Экономические методы регулирования природопользования включают:
А) налогообложение предприятий –загрязнителей;
Б) введение стандартов качества среды;
В) импортные тарифы;
Г) запрет особо вредных производств.
11. Стимулирующие рычаги рационализации природопользования включают:
А) плату за сбросы; Б) плату за использование природных ресурсов;
В) развитие экологических фондов; Г) экологическое страхование.
12. Плата за использование природных ресурсов поступает в :
А) местный бюджет; Б) экологический фонд, В) федеральный бюджет.
13. В основу действующей системы платы за природные ресурсы положен:
а) затратный принцип, б) рентный принцип, в) смешанный подход.
14. Показатель относительной опасности загрязняющих веществ рассчитывается на основе:
а) ПДК, б) ПДВ, в) ВСВ, г) ПДС.
15. За счет прибыли предприятий осуществляются:
А) платежи за выбросы в пределах ПДВ;
Б) платежи за сбросы в пределах ПДС;
В) платежи за выбросы, превышающие ПДВ;
Г) платежи за превышение лимитов размещения отходов.
16. В себестоимость продукции включаются:
а) платежи за сбросы и выбросы в пределах допустимых нормативов;
б) текущие затраты, связанные с эксплуатацией очистных сооружений;
в) платежи за превышение нормативов выбросов и сбросов.
17. Коэффициент экологической ситуации для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов может быть:
а) снижен 50%; б) увеличен на 20%;
в) снижен на 20%; г) увеличен на 50%.
18. Природоохранным сооружением для сбора, обезвреживания и захоронения отходов является:
а) полигон; б) санкционированные свалки; в) отвалы;
г) шлакохранилище; д) несанкционированная свалка.
19. Увеличение размеров платы за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории составляет:
а) 50%; б) 100%; в) 200% ; г) 500 %.
20. При определении платежей за загрязнение водных ресурсов учитываются:
а) объемы сброса загрязняющих веществ;
б) экологическая значимость водоема;
в) объемы забираемой воды;
г) объемы сточных вод.
21. К основным нормируемым загрязняющим веществам для передвижных источников относятся:
а) сажа; б) соединения свинца;
в) соединения фосфора; г) углеводороды.
22. Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется:
а) суммированием произведений ставок платы различных видов веществ на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами;
б) суммированием произведений ставок платы различных видов веществ на фактическую массу выбросов;
в) суммированием произведений ставок платы различных видов веществ на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами и умножением этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
23. Приведенные затраты (Z) определяются по формуле:
а) Z = С+Е*К; б) Z= С+К; в) Z= Е*С+ К,
(С – текущие затраты, К- капитальные вложения, Е – коэффициент окупаемости).
24. Капитальные природоохранные мероприятия включают вложения:
а) на строительство станций очистки;
б) на организацию заповедников;
в) на создание поле- и лесозащитных полос;
г) затраты на ремонт очистных сооружений;
д) на эксплуатацию основных производственных фондов, связанные с совершенствованием производственных технологий с целью снижения загрязнения.
25. Текущие природоохранные мероприятия включают вложения:
а) на строительство станций очистки;
б) на организацию заповедников;
в) на создание поле- и лесозащитных полос;
г) затраты на ремонт очистных сооружений;
д) на эксплуатацию основных производственных фондов, связанные с совершенствованием производственных технологий с целью снижения загрязнения.
26. К социальным эффектам природоохранной деятельности относятся:
а) снижение отходов; б) снижение уровня загрязнения;
в) улучшение условий труда; г) снижение материалоемкости;
д) снижение затрат на хранение отходов;
е) воспроизводство природных ресурсов.
27. К экономическим эффектам природоохранной деятельности относятся:
а) снижение отходов; б) снижение уровня загрязнения;
в) улучшение условий труда; г) снижение материалоемкости;
д) снижение затрат на хранение отходов;
е) воспроизводство природных ресурсов.
28. Эффективность природоохранных затрат определяется как:
а) объем достигнутого эффекта на единицу затрат экологического назначения;
б) объем достигнутого эффекта;
в) как сумма экологического, социального и экономического эффектов.
29. Чистый экономический эффект природоохранных затрат определяется:
а) как сумма экологического, социального и экономического эффектов;
б) сопоставлением средозащитных затрат с затратами, которые предотвращаются благодаря уменьшению загрязнения среды;
в) сопоставлением средозащитных затрат с затратами, которые предотвращаются благодаря уменьшению загрязнения среды с учетом дополнительно получаемой продукции.
30. Обобщающим показателем экологического эффекта водоохранных мероприятий служит:
а) показатель экономии свежей воды, достигнутый при снижении вредных стоков и при организации оборотного водоснабжения;
б) снижение количества стоков;
в) снижение количества вредных веществ.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. : Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Макар, С. В Экономика природопользования: учебник 2-е изд., перераб. и доп., 2011
Л1.3 Каракеян В.И. Экономика природопользования: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Дрогомирецкий, Е. Л. Кантор, Г. А. Маховикова Экономика природопользования: краткий курс лекций М.: Юрайт, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О.В.Отто Экономика природопользования: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения географического факультета АлтГУ, 2010
Л3.2 Отто О.В. Экономика природопользования: учебно-методическое пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1615
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Код доступа: www.gks.ru
Э2 Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Официальный сайт. Код доступа: http://www.mpr. ru
Э3 Курс в Moodle «Экономика природопользования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Exсel.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/
3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/
5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour
6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/
7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания при подготовке к лекциям

Лекции– форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических во-просов дисциплины «Кадастровая оценка земли» в логически выдержанной форме.
Методика чтения лекций
Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине. Они должны решать следующие задачи:
- изложить важнейший материал программы дисциплины;
-познакомить с последними достижениями и проблематикой в данной области;
- развить у студента умение понять поставленную задачу, создать наиболее оптимальный ал-горитм поставленной задачи;
- развить навыки самостоятельного выбора способа решения задачи, выбора технологии ре-шения, составления и документирования информации.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру дисци-плины и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела (модуля), суть и его зада-чи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций
Содержание лекций определяется рабочей программой дисциплины «Экология». Крайне желательно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и представляла собой логически вполне законченную работу. На лекции желательно большую часть времени уделить рассмотрению примеров. Лучше сократить тему, но не допускать ее перерыва на таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие само-стоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.
Практические занятия нередко проводятся в форме семинаров, что позволяет студентам при-вить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт пуб-личных выступлений.
Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На се-минарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суж-дения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассмат-ривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.
Методика проведения практических занятий (семинаров)
Целью практических занятий (семинаров) является:
- закрепление методов анализа;
- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
- обучение навыкам решения поставленных задач и умение подобрать необходимый метод решения;
- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.
Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные во-просы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нуж-ный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студен-там страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения пуб-личного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.