МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Топография с основами геодезии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Байкалова Т.В.;ст. преподаватель, Легачева Н.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Топография с основами геодезии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение студентами необходимых знаний для проведения геодезических работ при топографической съемки местности, выполнения полного комплекса работ при топогеодезических изысканиях и решения инженерных задач геодезическими методами

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и методику производства геодезических измерений
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать топографо-геодезическую и картографическую информацию при решении задач ландшафтного обустройства территорий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: навыками и спецификой проведения работ по геодезическому и картографическому обеспечению ландшафтного обустройства территорий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы топографии
1.1. Земля и ее отображение на плоскости. Понятие о геодезических измерениях и их точности. Измерения на топографических картах. Предварительные сведения о то-пографических съемках Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
1.2. Измерения на топографической карте Лабораторные 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
1.3. Определение площадей земельных участ-ков местности Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
Раздел 2. Теодолитная съемка
2.1. Обоснование съемки. Государственная плановая геодезическая сеть. Геодезиче-ские сети сгущения и съемочные сети. Устройство и поверки теодолита. Линей-ные и угловые измерения сторон теодо-литных полигонов и ходов. Оценка точности результатов измерений. Вычислительная обработка теодолитных полигонов и ходов. Съемка ситуации. Составление плана теодолитной съемки Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.2. Изучение устройства и поверок теодолита Лабораторные 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.3. Вычислительная обработка теодолитных ходов и построение плана теодолитной съемки Лабораторные 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.4. Вычисление координат пунктов съемоч-ного обоснования Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
Раздел 3. Нивелирование
3.1. Назначение и сущность нивелирных ра-бот. Государственная нивелирная сеть. Устройство и поверки нивелира. Ниве-лирные рейки. Техническое нивелирова-ние. Тригонометрическое нивелирование. Оценка точности результатов измерений Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
3.2. Изучение устройства и поверок нивелиров Лабораторные 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
3.3. Вычислительная обработка результатов геометрического нивелирования Лабораторные 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
3.4. Построение продольного и поперечного профилей трассы Сам. работа 2 7 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
Раздел 4. Тахеометрическая съемка
4.1. Сущность тахеометрической съемки. По-рядок полевых работ при тахеометриче-ской съемке. Съемка ситуации и рельефа Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
4.2. Вычислительная обработка и построение топографического плана по результатам тахеометрической съемки Лабораторные 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
4.3. Построение изолиний рельефа по резуль-татам тахеометрической съемки Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
Раздел 5. Геодезические работы
5.1. Геодезические работы при инженерных изысканиях и проектировании. Геодези-ческие работы при перенесении проекта в натуру. Геодезические работы при экс-плуатации инженерных систем и соору-жений Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
5.2. Геодезическая подготовка данных для пе-ренесения проекта на местность Лабораторные 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
5.3. Геодезические засечки Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
Раздел 6. Глобальные спутниковые навигационные системы
6.1. Особенности геодезических измерений спутниковыми методами. Общие принци-пы построения спутниковых навигацион-ных систем. Система GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС. Аппаратура пользователей, ее состав и основные характеристики. Спутниковые методы определения координат и технология проведения полевых работ Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
6.2. Изучение и работа с геодезическими при-емниками GPS Лабораторные 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
6.3. Основные источники ошибок спутнико-вых измерений Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
6.4. Подготовка к экзамену Экзамен 2 27 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курошев, Г.Д. Топография: учеб. для высш. проф. образования М. : Академия, 2011
Л1.2 Вострокнутов, А. Л. Основы топографии : учебник для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4628BB2E-7D89-43BA-8ED4-C6FE27B53FB3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попов, В.Н. Геодезия : учебник Москва : Горная книга, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Кусов, В.С. Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бурым, Ю.В. Топография: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457159
Л3.2 Кузнецов, О.Ф. Основы геодезии и топография местности : учебное пособие Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия , URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=464439
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Топография с основами геодезии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.biblioclub.ru
2. http://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Топография с основами геодезии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Топография с основами геодезии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Топография с основами геодезии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучаю-щийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомен-дованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государ-ственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает кон-спект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам и лабора-торным занятиям

Планы семинарских и лабораторных занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому и лабораторному занятиям включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
практических занятий

Практические занятия по дисциплине «Топография с основами геодезии» не преду-смотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Топография с основами геодезии» не предусмот-рены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Топография с основами геодезии».
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей работы.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для решения поставленной задачи, а что может расширить Ва-шу общую культуру и т.д.).
Математические расчеты проводятся внимательно и контролируются. В процессе рабо-ты может применятбся любая вычислительная техника. Графические построения выполня-ются аккуратно: чертежи могут быть выполнены вручную или с помощью любого графиче-ского редактора.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.