Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 35 | 35 | 35 | 35 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Учение об атмосфере» является формирование базовых знаний об атмосфере и ее составе, процессах преобразования солнечной радиации в атмосфере, тепловом и водном режиме, основных циркуляционных системах в различных широтах, о климатической системе и процессах климатообразования. Задачи - получение базовых знаний о строении атмосферы и составе воздуха, радиационных процессах в атмосфере, теплообмене и влагообмене, особенностях общей атмосферной циркуляции, определяющих изменения погоды и климата в различных широтах, о климатической системе и процессах климатообразования, крупномасштабных изменениях климата и современном потеплении климата. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-5 | владением знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении |
ПК-14 | владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы учения об атмосфере; - основные понятия и термины метеорологии и климатологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать знания в области метеорологии в ис-следовании природных систем; - анализировать метеорологическую и климатическую информацию. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - анализа климатической информации; - выявления и анализа закономерностей процессов в атмосфере. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Введение | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л1.4 |
1.2. | Метеорологическая станция: организация наблюдений и обустройство метеорологической площадки | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5 |
1.3. | Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Всемирная служба погоды: наземная и космическая система наблюдений, глобальная система связи, глобальная система обработки данных. Всемирная климатическая программа (ВКП). | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4 |
Раздел 2. Воздух и атмосфера | ||||||
2.1. | Воздух и атмосфера | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4 |
2.2. | Атмосферное давление | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | |
2.3. | «Озоновые дыры» атмосферы. «Кислотные дожди» в атмосфере | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л2.4, Л1.4 |
2.4. | Состав сухого воздуха у земной поверхности. Изменение состава воздуха с высотой. Газовые и аэрозольные примеси к атмосферному воздуху, озон. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л2.4, Л1.4 |
Раздел 3. Радиация в атмосфере | ||||||
3.1. | Солнечная радиация | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4 |
3.2. | Наблюдения за солнечной радиацией на метеостанциях | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.4, Л2.3 |
3.3. | Распределение солнечной радиации на границе атмосферы. Географическое распределение суммарной радиации и радиационного баланса земной поверхности на земном шаре. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4, Л2.3 |
3.4. | Строение Солнца. Солнечная активность. Числа Вольфа. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4 |
Раздел 4. Тепловой режим атмосферы | ||||||
4.1. | Тепловой режим атмосферы | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4, Л2.2 |
4.2. | Температура почвы и воздуха | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.4, Л2.2 |
Раздел 5. Вода в атмосфере | ||||||
5.1. | Вода в атмосфере. Барическое поле и ветер | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4 |
5.2. | Влажность воздуха. Основные характеристики влажности воздуха и методы их измерения | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Облачность. Осадки и другие атмосферные явления | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л2.3 |
5.4. | Измерение скорости ветра с помощью анемометра | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5 | Л2.4, Л1.4 |
5.5. | Географическое распределение температуры, влияние суши и моря, орографии и морских течений. Температуры широтных кругов, аномалии температуры. Температура полушарий и Земли в целом. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.4, Л2.2 |
5.6. | Годовой ход, месячные и годовые аномалии давления. Среднее распределение давления у земной поверхности в январе и июле. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4, Л2.2 |
5.7. | Характеристика режима осадков. Суточный и годовой ход осадков. Продолжительность и интенсивность осадков. Географическое распределение осадков. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 6. Атмосферная циркуляция | ||||||
6.1. | Атмосферная циркуляция | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4 |
6.2. | ЦДА. Воздушные массы. | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.4 |
6.3. | Циклоны и антициклоны | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л2.4, Л1.4 |
6.4. | Теплый и холодный фронты в циклоне | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.4 |
6.5. | Циркуляция в тропиках. Пассаты. Внутритропическая зона конвергенции (ВТЗК). Тропические муссоны. Экваториальная зона западных ветров | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л1.3 |
Раздел 7. Климатообразование. | ||||||
7.1. | Теплооборот, влагооборот и атмосферная циркуляция как климатообразующие процессы. Географические факторы климата. Микроклимат. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л1.4, Л2.2 |
7.2. | Непреднамеренные воздействия человека на климат. Изменения деятельной поверхности (сведение лесов, распахивание полей, орошение и обводнение, осушение, лесоразведение и пр.) и их последствия для климата. Техногенное увеличение концентрации углекислого газа и других радиационно-активных газов, а также аэрозолей. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.4, Л2.2 |
Раздел 8. Климаты Земли | ||||||
8.1. | Климаты Земли | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
8.2. | Генетическая классификация климатов Б.П. Алисова. | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
8.3. | Характеристика климата территории | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5, Л2.2 |
8.4. | Классификация климатов Кеппена | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.5 |
Раздел 9. Изменения климата | ||||||
9.1. | Изменения климата. Загрязнение атмосферы | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
9.2. | Глобальное потепление и его экологические следствия | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.1, Л2.2 |
9.3. | Методы определения загрязнения атмосферы | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.3 |
9.4. | Наблюдения за качеством атмосферного воздуха и оценка уровня его загрязнения. | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.6, Л2.1 |
9.5. | Некоторые результаты численного моделирования климата. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. ФОС по дисциплине |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины Организация текущей аттестации проводится в интерактивной и письменной форме при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, при разработке проекта по тематике дисциплины, а также в форме выступлений на практических (семинарских) занятиях. Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания): контроль осуществляется в форме экзамена, на котором проверяются знания основных вопросов по тематике дисциплины. Оценка «отлично» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации. Оценка «хорошо», если студент владеет знаниями теории и практики, показывает достаточное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но имеет некоторые недостатки в ответах. Оценка «удовлетворительно» в случае, если отвечающий показывает твердое знание и понимание вопросов программы, но ответы содержат несу¬щественные ошибки и неточности, при ответах рекомендованная литература использована недостаточно. Оценка «неудовлетворительно», если имел место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О.А. Дроздов, В.А. Васильев, Н.В. Кобышева и др. | Климатология: дополнительная | Л.: Гидрометеоиздат, 1989. | |
Л1.2 | С. П. Хромов, М. А. Петросянц | Метеорология и климатология: учеб. для вузов: учеб. для вузов | М. : Изд-во МГУ; М. : КолосС , 2004 | |
Л1.3 | С. П. Хромов, М. А. Петросянц | Метеорология и климатология: учеб. для вузов: | , 2004 | |
Л1.4 | Хромов С.П., Петросянц М.А. | Метеорология и климатология.: | М.: Изд-во МГУ, 2004 г. | |
Л1.5 | Кислов А.В. | Климатология: учебник | М.: Академия, 2011 | |
Л1.6 | Хромов С.Н., Петросянц М.А. | Метеорология и климатология: | Мысль, 1994 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Исаев А.А. | Экологическая климатология: основная | М.: Научный мир, 2003 | |
Л2.2 | Дроздов О.А., Васильев В.А., Кобышева Н.В. и др. | Климатология: дополнительная | Л.: Гидрометеоиздат, 1989 | |
Л2.3 | Исаев А.А. | Экологическая климатология: | М.: Научный мир. , 2003. | |
Л2.4 | Н. Ф. Харламова, В. С. Ревякин, Б. А. Леконцев | Климат и сезонная ритмика природы Барнаула: монография: | , 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | «Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории РФ» - http://climate2008.igce.ru/v2008/htm/index00.htm | |||
Э2 | Специализированные массивы для климатических исследований - http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php | |||
Э3 | Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru/defaultx.asp | |||
Э4 | http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php - ВНИИГМИ-МЦД | |||
Э5 | http://waterinfo.ru/ - Реки России | |||
Э6 | http://www.hydrology.ru/main/ - Государственный гидрологический институт | |||
Э7 | http://voeikovmgo.ru/ru/ - Главная геофизическая обсерватория им. А. Воейкова | |||
Э8 | http://www.igce.ru/ - Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН | |||
Э9 | http://igras.ru/ - Институт географии РАН | |||
Э10 | http://meteorf.ru/default.aspx - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |||
Э11 | http://www.global-climate-change.ru/ сайт Изменения климата | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД . Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД . Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |