Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - сформировать современные представления о принципах и технике качественного, количественного и структурного биохимического анализа. Задачи: - сформировать представление о теоретических основах современных методов биохимических исследований; - рассмотреть основополагающие правила техники безопасности проведения работ в биохимической лаборатории; - уметь ориентироваться в потребительских качествах современного оборудования, возможностях современной приборной базы, реальной оценки собственных возможностей при планировании исследовательской работ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - биохимические методы разделения и идентификации веществ; - методы обобщения и анализа наблюдений и результатов экспериментальных исследований; - современные подходы к автоматизации лабораторных исследований; - правила, технику безопасности в лаборатории микробиологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять основополагающие правила техники безопасности проведения работ в биохимической лаборатории; - подбирать необходимые методы для решения конкретных задач; - планировать исследование, эксперимент с учетом имеющегося оборудования; - готовить растворы и реактивы для биохимических работ; - использовать основное биохимическое оборудование. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работы с биологическим материалом; - работы с современным биохимическим оборудованием; - выполнения иследований, планирования хода работы; - навыками анализа полученных результатов; - навыками статистической обработки данных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности работы с биологическими пробами | ||||||
1.1. | Особенности работы с биологическими пробами | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Диализ белков как метод очистки белка от низкомолекулярных органических и неорганических примесей | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Химические методы анализа | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Химические методы анализа. Качественные реакции на фосфопротеины (на примере казеина молока), на компоненты нуклеиновых кислот | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Физико-химические методы | ||||||
2.1. | Хроматография | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Хроматографический метод разделения аминокислот | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Электрохимические методы | Лекции | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Выделение казеина молока в изоэлектрической точке | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Электрофоретическое разделение белков и нуклеиновых кислот. Анализ электрофоретических результатов | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Оптические методы анализа | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Фотометрический метод количественного определения белка в сыворотке крови, слюне, в молоке | Лабораторные | 5 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Физические методы исследования | ||||||
3.1. | Радиоспектроскопия. Электронный парамагнитный резонанс. Ядерный магнитный резонанс | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Эмиссионный спектральный анализ | Лекции | 5 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Рентгеноструктурный анализ, масс-спектральный анализ | Лекции | 5 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Физические методы исследования | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Электронная микроскопия | Лекции | 5 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Электронная микроскопия | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Гидродинамические методы анализа | Лекции | 5 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Изотопные методы исследования | Лекции | 5 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Изотопные методы исследования | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Специальные методы анализа | ||||||
4.1. | Метод полимеразной цепной реакции | Лекции | 5 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Метод полимеразной цепной реакции | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Иммуноинструментальные методы анализа | Лекции | 5 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Модельные методы | ||||||
5.1. | Модели и их классификация. Материальные модели. Идеальные модели | Лекции | 5 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Модельные методы | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Н. Иркитова | Микробиология молока и молочных продуктов: лаб. практикум | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. | Биоорганическая химия: учеб. для вузов | М. : Дрофа, 2005 | |
Л2.2 | Комов В.П. Шведова В.Н. | Биохимия: учебник для вузов | Дрофа, 2004 | 51 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.humbio.ru | |||
Э2 | www.elibrary.ru | |||
Э3 | www.sci-lib.com/molekular-biology | |||
Э4 | www.dis.academic.ru | |||
Э5 | www.nkj.ru | |||
Э6 | www.cancerquest.org | |||
Э7 | www.news-medikal.net | |||
Э8 | www.MolBiol.ru | |||
Э9 | www.cellbiol.ru | |||
Э10 | www.ncbi.hlm.nih.gov | |||
Э11 | Курс в Moodle "Методы биохимических исследований" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Ноутбук, проектор. Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
122Л | лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина. |
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов. В курсе «Методы биохимических исследований» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. |