МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Микробиология и вирусология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Иркитова А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Микробиология и вирусология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомить студентов с внешним видом и строением микроорганизмов, их физиологическbми и биохимическими особенностями и их ролью в природе и жизни человека.

-приобрести теоретические знания о микроорганизмах;
-изучить необходимый понятийный аппарат дисциплины;
-сформироать умения использования современных методов изучения микроорганизмов;
-сформировать умения обработки полученных на лабораторных занятиях результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов
ОПК-5 способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности
ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о значении прокариот в природе и жизни человека;
- о разнообразии прокариот;
- особенности обмена веществ прокариот;
- основы генетики и селекции микроорганизмов;
- основные критерии отбора промышленных микрооганизмов;
- основные биохимические свойства;
- основные способы выделения микроорагнизмов;
- основынне способы изучения микроорагнизмов
- основные способы культивирования микроорганизмов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться современными методами изучения микроорганизмов;
- обрабатывать полученные на лабораторных занятиях результаты;
- классифицировать микроорганизмы и вирусы;
- изучать технологически-ценные свойства микроорагнизмов;
- получать чистую культуру;
- описывать морфолого-культуральные свойства микроорганизмов;
- делать микроскопические препараты;
- отбирать пробы для микробиологических исследований;
- интерпретировать результаты микробиологического анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования учебно-лабораторного оборудование;
- микробиологического анализа;
- отбора проб для микробиологического анализа;
- ориентироваться в выпускаемой учебно-методической литературе по данному предмету;
- работы с микроорганизмами;
- работы с бактериями 3 и 4 групп патогенности;
- работы с основынми способами посева микроорагнизмов;
- стерилизации сред и материалов;
- владения приемами микроскопии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в микробиологию и вирусологию.
1.1. Предмет и дисциплины микробиологии. Основные этапы развития микробиологии. Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Виды и техника микроскопирования. Лабораторные 5 8 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Микробиология и вирусология, как наука. Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Морфология, строение и классификация прокариот
2.1. Микроскопия фиксированных и окрашенных препаратов бактерий, дрожжей и плесневых грибов.Клеточная стенка, внутрицитоплазматические включения и эндоспоры бактерий. Лабораторные 5 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Классификация и происхождение микроорганизмов Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Строение прокариотических организмов Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Основные структуры прокариотических клеток Сам. работа 5 9 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Основы физиологии микроорганизмов
3.1. Химический состав и питание микроорганизмов Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Культивирование, рост и размножение бактерий Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Приготовление и стерилизация натуральных питательных сред.Микрофлора воздуха и организма человека. Лабораторные 5 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Типы питания прокариот Сам. работа 5 16 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Особенности обмена веществ и микроорганизмов
4.1. Особенности обмена веществ и микроорганизмов Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Техника посева микроорганизмов на разные питательные среды разными способами.Выделение чистых культур микроорганизмов. Микрофлора почвы. Лабораторные 5 4 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Основные методы культивирования и коллекционирования микроорганизмов Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Особенности фотосинтеза прокариот. Окислительное фосфорилирование и типы жизни, основанные на нем Лекции 5 3 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Характеристика метаболизма у прокариот Сам. работа 5 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Роль микроорганизмов в биосфере и жизни человека Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Вирусология
5.1. Этапы развития вирусологии. Морфология вирусов. Лекции 5 1 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вистовская В.П., Иркитова А.Н., Бородулина И.Д., Мякишева Е.П. Практикум по биохимии: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 А. Н. Иркитова Микробиология молока и молочных продуктов: лаб. практикум Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Нетрусов А. И., Котова И. Б. Микробиология: учебник М.: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нетрусов А.И. Экология микроорганизмов: Академия, 2004
Л2.2 Иркитова А.Н. Санитарная микробиология: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, , 2013 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Вечернина Н.А. Практикум по микробиологии: [учеб. пособие] Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.elibrary.ru
Э2 www.dis.academic.ru
Э3 www.irk.kr.ru
Э4 www.nsu.ru
Э5 Курс в Moodle "Микробиология и вирусология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office (версия 2010, № лицензии 60357319).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
122Л лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.