МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особо охраняемые природные территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., проф., Черных Д.В.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Особо охраняемые природные территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов представлений о территориальной охране природы как важнейшей форме сохранения биологического разнообразия
Задачи:
- знать историю становления территориальной охраны природы в России и мире;
- знать федеральные и региональные законодательные акты, международные документы и соглашения в сфере территориальной охраны природы;
- иметь представление об основных методических подходах к организации и управлению ООПТ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок;
- методы анализа получаемой информации и представления результатов полевых и лабораторных биологических исследований;
- базовые теоретические знания в области экологии растений и животных для создания ООПТ;
- принципы охраны растений и животных в системе ООПТ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- излагать и критически анализировать получаемую информацию;
- составлять научно-технические отчеты, обзоры, аналитические карты и пояснительные записки;
- анализировать эффективность охраны растений и животных в системе ООПТ;
- разрабатывать мероприятия по охране редких и исчезающих видов растений и животных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами анализа результатов полевых и лабораторных биологических исследований;
- методами и принципами составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок;
- методами оценки состояния популяций редких и исчезающих видов растений и животных;
- навыками организации сети ООПТ на региональном уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ООПТ: основные положения и определения
1.1. ООПТ: основные положения и определения Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История заповедного дела
2.1. История заповедного дела Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Основоположники заповедного дела Сам. работа 7 16 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. История заповедного дела Лабораторные 7 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Система ООПТ России
3.1. Категории ООПТ согласно Закону РФ Об ООПТ Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Категории ООПТ, невключенные в Закон РФ Об ООПТ Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Защита презентаций "ООПТ России" Лабораторные 7 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ООПТ мира
4.1. Классификация ООПТ МСОП Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Международные документ в сфере заповедного дела Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Концепция экологических сетей Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.4. ООПТ мира Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Методические подходы к организации и управления ООПТ
5.1. Основные методические подходы к организации ООПТ Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Критерии отнесения объектов к разряду особо охраняемых Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
5.3. Характеристика заповедника или национального парка Сам. работа 7 16 ПК-2 Л2.1, Л1.1
5.4. Защита презентаций "ООПТ мира" Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Участие населения в организации и управлении ООПТ
6.1. Участие населения в организации и управлении ООПТ Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
6.2. Анкетирование населения по проблеме ООПТ Сам. работа 7 16 ПК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Участие населения в организации и управлении ООПТ Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Экологический туризм на ООПТ
7.1. Экологический туризм на ООПТ Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
7.2. Экологическая тропа Сам. работа 7 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1
7.3. Защита проекта "Экологическая тропа" Лабораторные 7 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Проблемы и задачи заповедного дела России
8.1. Проблемы и задачи заповедного дела России Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
8.2. Проблемы и задачи заповедного дела России Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие.: Барнаул: АГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biodat.ru
Э2 http://www.ecoethics.ru
Э3 http://zapoved.ru
Э4 http://zapovednik.notamedia.ru
Э5 http://www.biodiversity.ru
Э6 http://www.ecoprojects.ru
Э7 http://www.heritage.unesco.ru/
Э8 Курс в Moodle "Особо охраняемых природные территории" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.