Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения литературы - формирование представлений: о химическом составе пищевых систем, их полноценности и экологической безопасности; о превращениях макро- и микронутриентов в готовый продукт; об основах рационального питания. Задачи: познакомиться с составом незаменимых факторов питания: незаменимыми аминокислотами, их сбалансированности; полиненасыщенными жирными кислотами; витаминами; пищевыми волокнами, а также с составом посторонних веществ; изучить процессы изменения пищевых компонентов в технологическом потоке производства готового продукта; рассмотреть современные методы комплексного выделения основных компонентов из пищевого сырья; сформировать представление о методах анализа и исследования пищевых систем; изучить основы рационального питания. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - методы исследования пищевых компонентов; - качественные и количественные методы изучения пищевых компонентов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - подбирать адекватные методы для изучения компонентов пищи; - ставить цели и задачи при выполнении научно-исследовательской работы, подбирать адекватные методы для исследования биологической и пищевой ценности продуктов питания |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками работы на современном лабораторном оборудовании; - самостоятельно проводить исследования на современном лабораторном оборудовании |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Химический состав пищевых систем (сырье, продукты, полупродукты) | ||||||
1.1. | Белки, аминокислоты, их роль в питании человека. белки пищевого сырья | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Синдром квашиоркора, пищевые аллергии | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Количественное определение витамина С, влияние различных факторов на их сохранность | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Углеводы, их физиологическое значение. жирнокислотный состав масел и жиров | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Превращение белков в технологическом потоке. Гидролиз углеводов. | Лекции | 7 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Выделение и Фракионирование белка из растительных объектов | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Минеральные вещества, витамины, ферменты | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Превращения белков, углеводов, липидов при производстве продуктов питания. | ||||||
2.1. | Физиологические аспекты химии пищевых веществ. Теории и концепции питания. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Гидролиз триацилглицеринов. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Основы рационального питания | ||||||
3.1. | Определение пищевой и энергетической ценности пищевых продуктов | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Определение аминокислотного скора | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Концепция здорового питания. Функциональные ингредиенты и продукты. | Лекции | 7 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Рекомендуемые нормы потребления пищевых веществ и энергии. Пищевой рацион современного человека. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Методы анализа и исследования пищевых систем; безопасность пищевых продуктов. | ||||||
4.1. | Качественное и количественное определение белка в пищевых продуктах. | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Спектральные и электрохимические методы определения минеральных веществ. Методы определения кислот в пищевых продуктах. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Ферментативные методы анализа пищевых продуктов. Безопасность пищевых продуктов. | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Экзамен | 7 | 27 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вистовская В.П. | Пищевая химия: учебное пособие | Алт.ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никитина Е.В. | Химия пищи: учебное пособие | Казань: Изд-во Казан. Гос. Техн. ун-та, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Крахмалева Т.М. | Пищевая химия: учебное пособие | Оренбург: ОГУ, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://vp.geotar.ru | |||
Э2 | www.elibrary.ru | |||
Э3 | Курс в Moodle "Пищевая химия" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
315Л | лаборатория физиологии растений; лаборатория цветочно-декоративных растений и дендрологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 5 шт.; компьютер: марка Intel Dual Core - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen MW - 1 единица; вытяжной шкаф автономный SPO3A1; печь муфельная ЭКПС10; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; центрифуга лабораторная с ротором BioSan; термостат жидкостный с магнитной мешалкой WB-4MS BioSan; бокс абактериальной воздушной среды БАВнп-01 Ламинар-С; микроскоп Альтами 104 - 4 шт.; холодильник Atlant – 1 шт.; автоматические дозаторы Black Thermo 15 шт.; набор реактивов и лабораторной посуды для физиологии растений |
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов. В курсе «Пищевая химия» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. |