МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экомониторинг-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преп., Балабова Д.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с различными методами оценки качества окружающей среды и способствовать развитию практических навыков работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы фундаментальных и прикладных разделов специальных экологических дисциплин;
- основы научной и производственно-технологической деятельности в области экологии;
- основы проектирования, экспертно-аналитической деятельности;
- методы получения, обработки и анализа экологической информации
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания специальных экологических дисциплин;
- применять основные методы анализа состояния живых организмов;
- использовать современные подходы и методы анализа состояния окружающей среды;
- анализировать и оценивать изменение среды обитания под влиянием антропогенных факторов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- биоиндикационными методами оценки качества окружающей среды;
- навыками творческого использования экологических знаний для решения региональных экологических проблем;
- навыками оценки воздействия природных и антропогенных факторов на живые организмы;
- физико-химическими методами оценки экологического состояния воздуха, водных объектов и почвы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биоиндикация состояния окружающей среды
1.1. Чувствительность цветковых растений к загрязнению атмосферы Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Определение загрязнения воздуха по хвойным породам Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Индикация загрязнения по площади листьев Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.4. Оценка стабильности развития по флуктуирующей ассиметрии Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.5. Биоиндикация качества воды по животному населению Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.6. Основные принципы биоиндикации. Виды-биоиндикаторы. Биоиндикация загрязнения наземных экосистем, природных вод, почв. Накопление фенольных соединений в органах цветковых растений, как проявление защитной реакции на неблагоприятные условия среды. Оценка состояния окружающей среды по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников (лихеноиндикация). Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных. Оценка стабильности развития по флуктуирующей асимметрии. Биоиндикация качества воды по животному населению. Альгоиндикация состояния почв. Сам. работа 2 5 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Оценка экологического состояния воздушной среды
2.1. Отбор проб атмосферного воздуха. Физико-химические методы оценки экологического состояния воздушной среды Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.2. Оценка содержания в атмосферном воздухе углекислого газа, окиси углерода и сернистого ангидрида Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта (по концентрации СО) Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.4. Отбор проб атмосферного воздуха. Физико-химические методы оценки экологического состояния воздушной среды: оценка содержания в атмосферном воздухе углекислого газа, окиси углерода, сернистого ангидрида. Сам. работа 2 5 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Мониторинг водных объектов
3.1. Определение показателей, характеризующих органолептические свойства воды (температура, прозрачность, цвет, осадок, пленка, запах, вкус и привкусы) Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Оценка общей жесткости и щелочности воды Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Анализ содержания хлоридов Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.4. Определение общего железа Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.5. Определение ионов аммония, нитритного и нитратного азота Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.6. Определение показателей, характеризующих органолептические свойства воды (температура, прозрачность, цвет, осадок, пленка, запах, вкус и привкусы). Оценка общей жесткости и щелочности воды. Анализ содержания хлоридов, общего железа, ионов аммония, нитритного и нитратного азота. Сам. работа 2 5 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Методы мониторинга почв
4.1. Определение физических свойств почв Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.2. Качественное определение химических элементов в почве Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.3. Определение азота нитратов Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.4. Пробоотбор и подготовка образцов к исследованию. Физико-химические методы исследования почв. Определение физических свойств почв. Кислотность почвы и методы ее определения. Качественное определение химических элементов в почве. Определение азота нитратов. Сам. работа 2 5 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Санитарно-гигиеническая оценка рабочих мест и помещений
5.1. Определение микроклимата помещений Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.2. Изучение вентиляционного режима помещение Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.3. Определение микроклимата помещений. Изучение вентиляционного режима и естественной освещенности помещений Сам. работа 2 16 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.4. Изучение естественной освещенности помещений и освещенности рабочего места методом люксметрии Лабораторные 2 2 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.5. Исследование освещенности рабочего места методом люксметрии. Определение запыленности и содержания углекислого газа в воздухе помещений. Определение фенола в воздухе помещений, отделанных полимерами. Сам. работа 2 20 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Изучение показателей здоровья человека
6.1. Оценка физического статуса человека методом антропометрии Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.2. Исследование функционального состояния мышечной системы человека Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.3. Определение жизненной емкости легких после дозированной физической нагрузки Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.4. Пробы с задержкой дыхания: проба Штанге, проба Генче. Комбинированная проба Серкина Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.5. Оценка функционального состояния системы кровообращения: комбинированная проба Летунова, ортостатическая проба Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.6. Определение тяжести выполняемой работы косвенным методом Лабораторные 2 1 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.7. Влияние факторов среды на здоровье населения. Показатели здоровья - критерии благоприятного и неблагоприятного влияния факторов среды на рост и развитие организма. Группы признаков, используемые для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека: демографические показатели, уровень заболеваемости, оценка физиологического состояния организма, изучение антропометрических данных и т.д. Определение гармоничности развития. Изучение функционального состояния дыхательной системы; функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Изучение умственной и физической работоспособности человека. Определение тяжести выполняемой работы. Сам. работа 2 20 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобина И.В., Соколова Г.Г. Практикум по экологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010
Л1.2 Бобина И. В., Соколова Г.Г., Шарлавева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 1 Экологический мониторинг воды: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А., Беккер В.Н. Практикум по экологии: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
Л2.2 Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
Л2.3 Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А. Практикум по биоиндикации экологического состояния окружающей среды: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http: // www. lib.asu.ru
Э2 http: // www.biblioclub.ru
Э3 http: // www.ecolife.ru
Э4 http:// ecology-portal.ru
Э5 http://elibrary.ru
Э6 Курс в Moodle "Практикум по экологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.