Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов представлений о биосфере как среде жизни человека и естественном базисе его хозяйственной деятельности. Задачи: - давать комплексную характеристику природно-ресурсного потенциала территории и отраслей природопользования, - выделять и анализировать основные проблемы природопользования, - понимать механизмы управления природопользованием. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05 |
ОПК-10 | способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о специфических чертах различных периодов в истории природопользования; - о сущности различных подходов к управлению природопользованием |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать главные социально-экономические функции природных систем; - определять характеристики основных групп природных ресурсов России и мира и связанные с ними отрасли природопользования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – навыками позволяющими участвовать в работах по оперативному и опережающему управлению природопользованием; – навыками осуществления комплексной характеристики отраслей природопользования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Природопользование как наука и сфера взаимодействия общества и природы | ||||||
1.1. | Понятие о природопользовании; объект, предмет и задачи природопользования как научной дисциплины | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Природопользование как наука и сфера деятельности человека | Практические | 5 | 2 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. История природопользования | ||||||
2.1. | История природопользования. Изменение природной среды и эволюция человечества | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Характеристика основных этапов в развитии природопользования | Практические | 5 | 4 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Природные системы как объекты воздействия человека | ||||||
3.1. | Природные системы как объекты воздействия человека | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Антропогенные изменения природных систем | Практические | 5 | 2 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Основные проблемы природопользования | Практические | 5 | 4 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Природные условия и ресурсы | ||||||
4.1. | Понятие природных условий и ресурсов. Классификации природных ресурсов: возобновляемые и невозобновляемые ресурсы | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Оценки природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Характеристика природных ресурсов, принципы и методы их рациональное использование и воспроизводства | Практические | 5 | 4 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | «Природные ресурсы» – составление теста и эталона ответов к нему | Сам. работа | 5 | 16 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Характеристика природных ресурсов и связанных с ними отраслей природопользования. Размещение производства | ||||||
5.1. | Земельные и почвенно-земельные ресурсы | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Водные ресурсы | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Минерально-сырьевые ресурсы | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Лесные и другие биологические ресурсы | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Вторичные ресурсы. Проблемы отходов. Рекреационные ресурсы | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.6. | Отрасли биологического природопользования. Охраняемые природные территории. Сохранение биологического разнообразия | Практические | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.7. | Проблемы аграрного природопользования | Практические | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.8. | Климатический потенциал России для аграрного природопользования | Практические | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.9. | Отрасли биологического природопользования: характеристика по плану | Сам. работа | 5 | 16 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Традиционное природопользование | ||||||
6.1. | Традиционное природопользование | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Традиционное природопользование в современном обществе | Практические | 5 | 2 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Управление природопользованием | ||||||
7.1. | Правовые основы управления природопользованием | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Экономический механизм управления природопользованием | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Опережающее и оперативное управление природными системами. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
7.4. | Природно-ресурсный потенциал регионов России | Практические | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Подходы к управлению природопользованием | ||||||
8.1. | Отраслевой подод к управлению природопользованием. Территориально-производственные комплексы. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Ландшафтный и бассейновый подходы к управлению природопользованием | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Проект-презентация «Природно-ресурсный потенциал региона» | Сам. работа | 5 | 18 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Современные концепции взаимоотношения природы, ресурсов, общества. Международное сотруднечество в области экологии | ||||||
9.1. | Концепции технократического оптимизма и экологического алармизма | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Концепция устойчивого развития | Лекции | 5 | 1 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
9.3. | Характеристика доминирующих концепций взаимодействия природы, ресурсов, общества | Практические | 5 | 2 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
9.4. | Концепция ноосферы. Римский клуб | Сам. работа | 5 | 16 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Байлагасов, Л.В. | Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие | Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Емельянов А.Г. | Основы природопользования: | М.: Академа, 2004 | 25 |
Л2.2 | Комарова Н.Г. | Геоэкология и природопользование: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biodat.ru | |||
Э2 | http://www.ecoethics.ru | |||
Э3 | http://zapoved.ru | |||
Э4 | http://zapovednik.notamedia.ru | |||
Э5 | http://www.biodiversity.ru/ | |||
Э6 | http://www.ecoprojects.ru/ | |||
Э7 | http://spb.ecology.net.ru/ | |||
Э8 | Курс в Moodle "Природопользование" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
интернет-ресурсы, мультимедия Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется: 1. вести конспект лекций; 2. изучать основную и дополнительную литературу; 3. вести словарь терминов по учебному курсу. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. |