Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биохим_Биотех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - сформировать современные представления о технологиях и достижениях сельскохозяйственной биотехнологии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - принципы организации биотехнологической лаборатории и работы в асептических условиях; - способы поддержания, сохранения и регенерации клеточных культур in vitro. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - подбирать и составлять питательные среды на разных этапах культивирования биологических объектов; - выполнять все этапы работы с изолированными тканями и органами растений in vitro - описывать, классифицировать и составлять ростовые характеристики различных объектов культивирования in vitro |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - техникой культивирования изолированных клеток и тканей растений на искусственных питательных средах in vitro, техникой работы в стерильных условиях; - техникой введения в культуру различных растительных объектов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Технология рекомбинантных ДНК | ||||||
1.1. | Методы работы с рекомбинантными ДНК | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.2. | Технология рекомбинантных ДНК как основа трансформации биообъектов | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Генная инженерия растений | ||||||
2.1. | Методы генетической трансформации растений | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.2. | Проекты создания трансгенных растений | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Генная инженерия животных и человека | ||||||
3.1. | Проекты создания трансгенных животных | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Основы клеточной инженерии растений | ||||||
4.1. | Особенности культивирования растительных клеток in vitro | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
4.2. | Организация биотехнологической лаборатории | Лабораторные | 4 | 2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
4.3. | Подготовка питательных сред для культивирования in vitro растительных клеток и тканей | Лабораторные | 4 | 4 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
4.4. | Стерилизация растительного материала | Лабораторные | 4 | 2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
4.5. | Получение первичного каллуса | Лабораторные | 4 | 4 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
4.6. | Индукция стеблевого органрогенеза и получение регенерантов в культуре каллусной ткани картофеля | Лабораторные | 4 | 4 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Клеточные технологии в селекции растений и растениеводстве | ||||||
5.1. | Получение андрогенных гаплоидов в культуре изолированных пыльников пшеницы | Лабораторные | 4 | 4 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
5.2. | Клональное микроразмножение растений | Лабораторные | 4 | 4 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
5.3. | Технологии клеточной инженерии в селекции и растениеводстве | Сам. работа | 4 | 9 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Клеточная инженерия животных | ||||||
6.1. | Биологические особенности культивируемых клеток животных | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
6.2. | Использование методов биотехнологии в животноводстве | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Генетическая и клеточная инженерия и биобезопасность | ||||||
7.1. | Безопасность и правовое регулирование в области генетической и клеточной инженерии | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
7.2. | Экзамен | 4 | 27 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Назаренко Л.В., Долгих Ю.И., Загоскина И.В., Ралдугина Г.Н. | Биотехнология растений: учебник | М.: Юрайт, 2018 | urait.ru |
Л1.2 | Вечернина Н. А. | Биотехнология растений: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Глик Б., Пастернак Дж. | Молекулярная биотехнология: Принципы и применение: | – М.: Мир,, 2002. | |
Л2.2 | Вечернина Н.А. | Методы биотехнологии в селекции, размножении и сохранении генофонда растений: | – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004 | |
Л2.3 | В.С. Шевелуха | Сельскохозяйственная биотехнология : | М.: Высш. шк, 1998 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Хлебова Л.П., Яценко Е.С., Сперанская Н.Ю. | Практикум по биотехнологии. Культура клеток, тканей и органов: | Алт. гос. ун-т, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://www.lib.asu.ru/ | |||
Э2 | 2. http://elibrary.ru | |||
Э3 | 3. http://annualreviews.org | |||
Э4 | Курс в Moodle "Сельскохозяйственная биотехнология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
122Л | лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов. В курсе «Сельскохозяйственная биотехнология» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. |