МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы экологии и природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н. , директор ИВЭП С РАН , Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы экологии и природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование экологического мышления, обеспечивающего комплексный подход к анализу и решению экологических проблем современного природопользования и устойчивого развития системы «природа-хозяйство-общество».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-7 способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ОПК-8 готовностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правовые, экономические и социальные аспекты экологии и природопользования;
- основы правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности;
- основы организации научно-исследовательской работы;
- механизмы принятия решений в области экологии и охраны окружающей среды;
- экологические закономерности функционирования экосистем при планировании социально значимых проектов;
- принципы работы и принятий решений в научно-исследовательском коллективе
3.2.Уметь:
3.2.1.- принимать решения в нестандартных экологических ситуациях;
- разрабатывать и осуществлять социально значимые проекты;
- работать в научном коллективе и порождать новые идеи;
- планировать мероприятия по решению региональных экологических проблем;
- выделять региональные и глобальные экологические проблемы и пути их решения;
- самостоятельно организовать проведение научного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами оценки состояния окружающей среды и устойчивого развития;
- навыками организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, управления научным коллективом;
- навыками организации научно-исследовательской работы в коллективе;
- навыками анализа экологических ситуаций;
- современными методами оценки состояния окружающей среды и навыками работы в научном коллективе;
- навыками осуществления комплексного экологического исследования научным коллективом разнопрофильных специалистов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобальная экология – междисциплинарная область знаний
1.1. Глобальная экология Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.2. Международные экологические организации Практические 3 4 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.3. Международные экологические акции Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Биосфера: состав, строение. Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы. Эволюция и будущее биосферы
2.1. Состав и строение биосферы Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.2. Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы Практические 3 4 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.3. Эволюция и будущее биосферы Сам. работа 3 5 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Глобальные изменения климата и истощение озонового слоя
3.1. Глобальное изменение климата Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
3.2. Причины глобального потепления Практические 3 4 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
3.3. Озоновые дыры Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Глобальное загрязнение окружающей среды и околоземного пространства
4.1. Загрязнение окружающей среды Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
4.2. Загрязнение пресных водоемов Практические 3 4 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
4.3. Проблема загрязения Мирового океана Сам. работа 3 7 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Деградация глобальной экологической системы в результате нерационального природопользования.
5.1. Нестабильность глобальной экосистемы Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.2. Нерациональное природопользование Практические 3 4 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.3. ООПТ России и мира Сам. работа 3 18 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 6. Глобальные экологические проблемы.
6.1. Глобальные экологические проблемы Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
6.2. Пути устаранения экологических проблем в мировом масштабе Практические 3 4 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
6.3. Вырубка лесов, опустынивание. Сам. работа 3 5 ОК-2, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гривко Е., Глуховская М. Экология : актуальные направления: учебное пособие: ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259142
Л1.2 Экология: Логос, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лузгин Б.Н. Историческая экология: учеб. пособие для магистрантов и студентов геогр. и ист. фак. вузов: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/20
Л2.2 С.Х. Карпенков Концепции современного естествознания : М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229405
Л2.3 Глобальные и региональные изменения климата и природной среды позднего кайнозоя в Сибири: Сибирское отделение Российской академии наук, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97743
Л2.4 Якуцени С. П., Буровский А. М. Политическая экология. : Экология Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271811
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современные проблемы экологии www.biodat.ru,
Э2 www.eco.rian.ru
Э3 www.footpring.org
Э4 warrax.net
Э5 flex4launch.ru
Э6 Курс в Moodle "Современные проблемы экологии и природопользования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. MS Power Point
2. GreenCITY
3. Stop the Disasters
4. Curve Expert
5. Biodiversity Pro
6. BioDap
7. Oriana
8. TableCurve
9. Axis
10. Малая река
11. Озеро
12. Всемирное рыболовство
13. Спасти леопарда
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
 изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий и информационных библиотечных ресурсов;
 самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
 закрепление теоретического материала при проведении индивидуальных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

При проведении занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы», помимо традиционных, предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и экологическая экспертиза проектов, представляющих интерес для Алтайского края, анализ деловых ситуаций на основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами).
Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением.