Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биохим_Биотех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - формирование экологического мышления, обеспечивающего комплексный подход к анализу и решению экологических проблем современного природопользования и устойчивого развития системы «природа-хозяйство-общество». |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02 |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-4 | способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов |
ОПК-6 | способностью использовать знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов для системной оценки геополитических явлений и прогноза последствий реализации социально-значимых проектов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - правовые, экономические и социальные аспекты экологии и природопользования; - механизмы принятия решений в области экологии и охраны окружающей среды; - современные методы исследования и оборудование для проведения научных исследований; - методы анализа получаемой информации и оценки достоверности результатов исследований |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - принимать решения в нестандартных экологических ситуациях; - планировать мероприятия по решению региональных экологических проблем; - выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств; - организовать проведение полевых и лабораторных исследований для решения конкретных экологических задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами оценки состояния окружающей среды и устойчивого развития; - навыками анализа экологических ситуаций; - навыками организации, проведения и анализа результатов научных исследований для решения фундаментальных и прикладных экологических проблем; - навыками использования современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Глобальная экология – междисциплинарная область знаний | ||||||
1.1. | Глобальная экология | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.2. | Международные экологические организации | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.3. | Международные экологические акции | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 2. Биосфера: состав, строение. Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы. Эволюция и будущее биосферы | ||||||
2.1. | Состав и строение биосферы | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.2. | Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.3. | Эволюция и будущее биосферы | Сам. работа | 2 | 5 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 3. Глобальные изменения климата и истощение озонового слоя | ||||||
3.1. | Глобальное изменение климата | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
3.2. | Причины глобального потепления | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
3.3. | Озоновые дыры | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 4. Глобальное загрязнение окружающей среды и околоземного пространства | ||||||
4.1. | Загрязнение окружающей среды | Лекции | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
4.2. | Загрязнение пресных водоемов | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
4.3. | Проблема загрязения Мирового океана | Сам. работа | 2 | 7 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 5. Деградация глобальной экологической системы в результате нерационального природопользования. | ||||||
5.1. | Нестабильность глобальной экосистемы | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
5.2. | Нерациональное природопользование | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
5.3. | ООПТ России и мира | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 6. Глобальные экологические проблемы. | ||||||
6.1. | Глобальные экологические проблемы | Лекции | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
6.2. | Пути устаранения экологических проблем в мировом масштабе | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
6.3. | Вырубка лесов, опустынивание. | Сам. работа | 2 | 5 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гривко Е., Глуховская М. | Экология : актуальные направления: учебное пособие: | ОГУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259142 |
Л1.2 | Экология: | Логос, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лузгин Б.Н. | Историческая экология: учеб. пособие для магистрантов и студентов геогр. и ист. фак. вузов: | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/20 |
Л2.2 | С.Х. Карпенков | Концепции современного естествознания : | М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229405 |
Л2.3 | Глобальные и региональные изменения климата и природной среды позднего кайнозоя в Сибири: | Сибирское отделение Российской академии наук, 2008 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97743 | |
Л2.4 | Якуцени С. П., Буровский А. М. | Политическая экология. : Экология | Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271811 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Современные проблемы экологии | www.biodat.ru, | ||
Э2 | www.eco.rian.ru | |||
Э3 | www.footpring.org | |||
Э4 | warrax.net | |||
Э5 | flex4launch.ru | |||
Э6 | Курс в Moodle "Современные проблемы экологии и природопользования" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. MS Power Point 2. GreenCITY 3. Stop the Disasters 4. Curve Expert 5. Biodiversity Pro 6. BioDap 7. Oriana 8. TableCurve 9. Axis 10. Малая река 11. Озеро 12. Всемирное рыболовство 13. Спасти леопарда Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия: изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий и информационных библиотечных ресурсов; самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы; закрепление теоретического материала при проведении индивидуальных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий. При проведении занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы», помимо традиционных, предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и экологическая экспертиза проектов, представляющих интерес для Алтайского края, анализ деловых ситуаций на основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами). Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением. |