МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

ГИС в экономической и социальной географии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 44 44 17 17 61 61
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., зав. кафедрой экономической географии и картографии , Крупочкин Е.П.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
ГИС в экономической и социальной географии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по созданию цифровых пространственных данных для ГИС на основе различных источников информации, а также получение базовых знаний и практических навыков для решения задач пространственного моделирования и анализа цифровых геоданных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-7 способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стандартные социально-экономические задачи, решаемые с использованием геоинформационных систем и технологий;
содержание и назначение методов экономико-географических исследований и социально-экономического картографирования
для получения объективных аналитических оценок;
методические подходы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, предусматривающие использование ГИС и других информационных систем;
содержание и специфику методов экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
существующие технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации;
типовые подходы и иметь представление о методологии территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать типовые экономико-географические задачи на стыке экономики, географии, демографии, картографии и геоинформатики;
применять методы и технические приемы математико-картографического моделирования, реализуемые в ГИС-системах;
применять на практике методы экономико-географических исследований для получения объективных аналитических оценок структуры и состояния территориальных социально-экономических систем;
применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
использовать известные и доступные технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации;
применять типовые подходы и методы разработки схем территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и способами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры;
приемами получения и анализа статистических данных с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
технологией математико-картографического моделирования социально-экономической ситуации на примере региона посредством использования ГИС-инструментария;
навыками применения на практике методов экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности;
ГИС-инструментарием, необходимым для реализации на практике оценочных и прогнозных, необходимых для принятия решений в региональной политике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Теоретические вопросы геоинформатики.
1.1. Геоинформатика в системе наук. Концепция геоинформационного картографирования. Геоматика, геоинформатика и смежные дисциплины. Конвергенция геоинформатики и дистанционного зондирования. Понятия «ГИС», «ГИС-технология», «геоинформация» и «геоданные». Теоретико-методические аспекты использования геоинформации для целей тематического картографирования. Лекции 4 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Изучение интерфейса и функциональных возможностей ГИС с открытой архитектурой (ArcGIS, MapInfo Pro). Свободные ГИС на платформе GDAL – QGIS, GIS Grass. Практические 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Теоретические вопросы геоинформатики. Сам. работа 4 11 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Периодизация в развитии теории и технологии геоинформатики. Геоинформатика в 21 веке.
2.1. Становление геоинформатики: 20 век. Зарубежная и отечественная геоинформатика. Рынок геоинформатики и факторы его развития. Принципиальные особенности отечественного рынка геоинформатики. Сравнительный анализ европейской и американской моделей рынка геоинформатики. Лекции 4 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Основы работы с векторно-ориентированными ГИС. Механизм разработки проектов на базе ГИС MapInfo Pro. Практические 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Периодизация в развитии теории и технологии геоинформатики. Геоинформатика в 21 веке. Сам. работа 4 11 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Проект разработки федерального геопортала России. Европейская программа «INSPIRE»: опыт внедрения.
3.1. Анализ потребностей и уровня обеспеченности достоверными геоданными научных и производственных предприятий страны. Проблемы геоинформационно-картографического обеспечения регионов и пути ее решения. Стратегические проекты в области геоинформатики (МЧС, Министерство обороны, Минобрнауки РФ). Европейский проект INSPIRE: опыт реализации. Лекции 4 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Топология данных в ГИС. Практические 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Проект разработки федерального геопортала России. Европейская программа «INSPIRE»: опыт внедрения. Сам. работа 4 11 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Формирование инфраструктуры пространственных данных: теория и опыт реализации ИПД в регионах.
4.1. Понятие инфраструктуры пространственных данных. Опыт создания и реализации ИПД в проектах регионального развития. Законотворческая деятельность в области ИПД. ИПД и геоинформационное обеспечение градостроительной деятельности. Муниципальные ГИС и вопросы ИПД. Особенности применения регионального узла ИПД в схемах разработки обобщенных информационных баз данных. Лекции 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Системы координат в ГИС. Математическая основа электронных карт. Практические 4 6 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Формирование инфраструктуры пространственных данных: теория и опыт реализации ИПД в регионах. Сам. работа 4 11 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Источники пространственных данных для ГИС.
5.1. Пространственные геоданные: типизация, структура и функции. Стандартизированные и свободные геопространственные данные. Данные инструментальной наземной съемки. Топогеодезическая пространственно-координированная информация. Особенности использования аэрокосмической информации в ГИС-проектах для бизнеса. Проблемы и перспективы использования лазерной и радарной топографических съемок. Лекции 5 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Аппаратно-технические и программные средства ввода и дигитализации пространственных данных. Практические 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Источники пространственных данных для ГИС. Сам. работа 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Программные и аппаратные средства ввода и обработки геоданных.
6.1. Программы и ГИС-приложения обработки пространственно-координированной информации. Функциональные возможности ввода и обработки данных: проприетарные и свободные (бесплатные) ГИС-пакеты. Алгоритмизация процедур ввода и обработки пространственных данных в ГИС. Общие и частные технологические схемы. Лекции 5 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Ввод данных геодезических съемок в ГИС. Принципы и способы конвертации геоданных при автоматизированной обработке результатов геодезических измерений. Практические 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Программные и аппаратные средства ввода и обработки геоданных. Сам. работа 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Вывод и визуализация данных, использование периферийных устройств.
7.1. Использование средств компьютерного дизайна для подготовки вывода пространственных геоданных. Технология совместного комбинирования графических и ГИС-пакетов – Adobe Illustrator, CorelDraw и др. для оформления проектов и вывода на печать. Разработка и использование обменных форматов для подготовки вывода данных. Цветовые модели, используемые при создании и графической визуализации электронных продуктов. Классификация периферийных устройств. Программные и аппаратные средства вывода и визуализации данных. Лекции 5 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Использование сканерных технологий. Методы регистрации аналоговых картографических данных. Практические 5 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Вывод и визуализация данных, использование периферийных устройств. Сам. работа 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Производство векторных карт, разработка ГИС-моделей для решения задач экономической и социальной географии.
8.1. Технологические подходы разработки векторных цифровых карт. Понятия «сканерная и векторная технология». Технологические подходы разработка и использования ГИС-моделей для решения задач экономической и социальной географии. Создание интегральных ГИС-моделей качества жизни населения, экономико-эколого-географическая оценка территории. Использование ГИС-технологий для управления природными ресурсами, оценки природных условий. Примеры использования ГИС для прогнозирования геодемографической ситуации (программы стратегического развития в Алтайском регионе). Лекции 5 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Использование функции конвертации данных в ГИС. Обменный формат системы MapInfo. Практические 5 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Производство векторных карт, разработка ГИС-моделей для решения задач экономической и социальной географии. Сам. работа 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Прикладные аспекты использования ГИС-технологий в географических исследованиях.
9.1. Классификация ГИС-моделей, примеры их реализации в субъектах страны. Социально-экономическая информация в ГИС-проектах для бизнеса. Использование ГИС-технологий для организации мониторинга за состоянием геосистем в области природопользования и охраны окружающей среды. Состояние проекта федерального картографического портала (совместно ГосГисЦентр и Росреестр РФ). Научные проекты, реализуемые на кафедре экономической географии и картографии АлтГУ. Лекции 5 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Основные задачи и свойства муниципальных ГИС. Кадастровые и городские ГИС. Практические 5 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Прикладные аспекты использования ГИС-технологий в географических исследованиях. Сам. работа 5 5 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 5 27 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. С. Тикунова Сборник задач и упражнений по геоинформатике: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2005
Л1.2 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие Архангельск : ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ScanEx Web Geomixer kosmosnimki.ru
Э2 GIS-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование gis-lab.info
Э3 Официальный сайт ГИС-ассоциации России www.gisa.ru
Э4 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э5 Курс в Moodle «ГИС в экономической и социальной географии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ArcGIS – клиентский номер межкафедрального ГИС-класса ФГБОУ ВО АлтГУ №377279
ENVI – лицензия Teaching License №503626-1
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «ГИС в экономической и социальной географии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «ГИС в экономической и социальной географии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по «ГИС в экономической и социальной географии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «ГИС в экономической и социальной географии» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «ГИС в экономической и социальной географии» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «ГИС в экономической и социальной географии».
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.