МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический мониторинг и экологическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экологический мониторинг и экологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с основными понятиями в системе экологического мониторинга, с видами экологического мониторинга и его организацией, овладение навыками анализа и контроля состояния компонентов природных и антропогенных экосистем.
Задачи дисциплины:
- изучить основные понятия, виды и принципы организации экологического мониторинга;
- знать основные методы оценки состояния живых систем и окружающей среды;
- уметь планировать мероприятия по организации экологического мониторинга живых систем;
- обладать методами оценки последствий антропогенного воздействия на экосистемы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы представления и анализа получаемой информации и результатов полевых и лабораторных биологических исследований;
- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оформлять и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований;
- излагать и критически анализировать получаемую информацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками полевых и лабораторных биологических исследований;
- навыками организации и проведения экологического мониторинга и экологической экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия о мониторинге
1.1. Наблюдения, оценка и прогноз изменения состояния биосферы под влиянием антропогенных факторов. Объекты наблюдения. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Цели, задачи и назначение экологического мониторинга. Классификация видов экологического мониторинга (по объектам наблюдения, по характеру обобщения информации, по методам наблюдений). Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Глобальный, региональный, национальный и локальный мониторинг. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Медико-экологический, биологический, радиационный мониторинг. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Мониторинг почвенной, воздушной и водной сред обитания. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Фоновый мониторинг. Комплексный экологический мониторинг. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Организация и структура мониторинга состояния окружающей среды
2.1. Мониторинг загрязнения природной среды. Системы контроля загрязнений. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Системы автоматического мониторинга воздушной среды городов, контроля качества природных и сточных вод, радиационного загрязнения природной среды, контроля качества окружающей среды. Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Средства реализации мониторинга. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Разработка систем экологического мониторинга
3.1. Разработка систем экологического мониторинга литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и его функционирование. Лекции 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Методы анализа и контроля компонентов окружающей среды. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Приоритетные контролируемые параметры природной среды. Измерительный комплекс, применяемый для проведения наблюдений за физическими, химическими и биологическими параметрами. Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Частота и пространственная дискретность в различных видах мониторинга. Системы наблюдений для локального, регионального и глобального мониторинга. Сам. работа 8 16 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. Обратные связи и управление. Сам. работа 8 18 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Мониторинг состояния природных ресурсов
4.1. Мониторинг состояния водных ресурсов, лесного фонда, сельскохозяйственных земель, геологической среды, биологических ресурсов. Учет и рациональное использование природных ресурсов. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Концепция устойчивого развития и приоритеты рационального природопользования. Нормативные основы управления природопользованием; нормативные основы экологического проектирования. Сам. работа 8 16 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Биомониторинг в оценке качества окружающей среды. Сам. работа 8 11 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Аэрокосмический мониторинг
5.1. Дистанционный мониторинг. Цели и задачи. Требования к материалам аэрокосмических съемок. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Способы выявления изменений на аэрокосмических съемках. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Моделирование природных процессов и антропогенного воздействия на окружающую среду
6.1. Информационное обеспечение и статистические методы обработки информации. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Методы моделирования, информационные технологии, использование ГИС. Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Экологическое картографирование. Сам. работа 8 5 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобина И. В., Соколова Г.Г., Шарлавева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 1 Экологический мониторинг воды: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тарасов В. В., Тихонова И. О., Кручинина Н. Е. Мониторинг атмосферного воздуха: учеб. пособие для сред. проф. образования М.: ФОРУМ, 2008
Л2.2 Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов М.: Альма Матер, 2008 25
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru/
Э2 http://e.lanbook.com/
Э3 http://www.biblioclub.ru/
Э4 http://www.biblioclub.ru/book/69812/ - Вартанов А.З., Рубан А.Д., Шкуратник В.Л. Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг. - М.: Горная книга, 2009. - 647 с.
Э5 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4043 - Дмитренко В.П., Сотникова Е.В., Черняев А.В. Экологический мониторинг техносферы. – СПб.: Лань, 2012. - 368 с.
Э6 Курс в Moodle "Экологический мониторинг и экологическая экспертиза" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
С первого занятия изучения курса студент должен иметь план занятий и учебный
материал – методические указания к лабораторно-практическим занятиям и литературу из
списка рекомендуемой.
Отчет по практическим работам является самостоятельной и индивидуальной
работой каждого студента.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы
рекомендуется студентам изучать дополнительную литературу; вести конспект лекций;
вести словарь терминов по учебному курсу.
Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые
определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо
устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ предлагаемых региональных
12
проблем. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные
выводы.