МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомить студентов с физиологическими основами адаптации к внешним факторам, особенностями приспособления человека для жизни в разных средах и влиянии условий среды на здоровье человека.
Задачи:
- изучить основные факторы, определившие возможности расселения человека по земному шару
- знать особенности морфофизиологической изменчивости и экологической дифференциации вида Homo sapiens L.
- рассмотреть основные принципы функционирования и регуляции человеческого организма в различных экологических условиях и механизмы его адаптации и защиты от неблагоприятных факторов среды
- обладать навыками оценки уровня здороья по отдельным его показателям

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров;
- правила оформления научно-технической документации, отчетов, обзоров.
3.2.Уметь:
3.2.1.- излагать получаемую информацию в области экологии человека;
- критически анализировать полученную информацию в области экологии человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления и оформления проектов, научно-технических отчетов, обзовов;
- навыками изложения и анализа получаемой информации по экологии человка.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология человека и ее связь с другими науками
1.1. Предмет и задачи экологии человека и ее связь с другими науками Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Экология человека и другие науки, изучающие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой (медицинская география, гигиена и др.). Сам. работа 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Здоровье – как важнейшая категория экологии человека
2.1. Индивидуальное и популяционное здоровье и методы их оценки Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Показатели состояния здоровья населения Лабораторные 7 4 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья Лабораторные 7 4 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Здоровье населения урбанизированных территорий. Заболеваемость населения в условиях городской среды. Генетические проблемы здоровья. Экологические аспекты заболеваний. Методы оценки влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Современные концепции оптимального функционирования окружающая среда и здоровье человека Сам. работа 7 4 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Взаимодействие человека со средой обитания
3.1. Физиологические основы адаптационных процессов Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Общие закономерности адаптивного процесса Лабораторные 7 6 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Адаптация и наследственность. "генетический груз" человечества. Методы увеличения эффективности адаптации. Оценка эффективности адаптационных процессов. Сам. работа 7 14 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Экологические аспекты хронобиологии
4.1. Общая характеристика биологических ритмов Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Экологические аспекты хронобиологии Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Биологические ритмы и среда обитания. Адаптационная перестройка биологических ритмов. Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека. Сам. работа 7 4 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Природные факторы и их воздействие на организм человека.Эндемичные заболевания
5.1. Основные природно-эндемичные заболевания и меры их профилактики Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Влияние гелиогеофизических факторов и климатических условий на организм человека Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Генотип человека и факторы окружающей среды Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
5.4. Эколого-эпидемиологические особенности эндемичных заболеваний. Эпидемии наиболее опасных инфекционных заболеваний в прошлом. Заразные болезни в России в прошлом. Эпидемиологическая ситуация в мире в наши дни. Инфекционные болезни в Росссии сегодня. Влияние эпидемий на жизнь общества. Сам. работа 7 6 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Адаптация к природным и климатогеографическим условиям
6.1. Особенности адаптации человека к разным климатогеографическим условиям Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Особенности обитания человека в разных климатогеографических условиям Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
6.3. Особенности адаптации к условиям Арктики и Антарктики, высокогорья, пустынной (аридной) зоны, тропической (юмидной) зоны, морскому климату. Особенности обитания человека в условиях Арктики и Антарктики, высокогорья, пустынной (аридной) зоны, тропической (юмидной) зоны. Морской климат. Сам. работа 7 4 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Воздействие экстремальных условий среды на здоровье человека
7.1. Адаптация человека к экстремальным условиям среды Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
7.2. Физические факторы окружающей среды Лабораторные 7 4 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
7.3. Экстремальные условия жизнедеятельности. Факторы экологического риска. Профилактические и оздоровительные мероприятия, необходимые для жизнедеятельности в различных природных условиях. Графитация, механизмы действия ускорений. Реакция организма на невесомость. Физиологические реакции организма на избыток кислорода. проблема адаптации к авиакосмических полетов. Влияние подводных погружений. Концепция риска для здоровья человека и окружающей среды. Сам. работа 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Нормирование качества окружающей человека среды
8.1. Санитарно-гиеническое нормирование учебных и рабочих помещений Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
8.2. Эколого-гигиеническая оценка помещений Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
8.3. Водохозяйственные нормативы. Рыбохозяйственные нормативы. Нормирование биологических ресурсов. Нормирование при территориальной организации общества. Сам. работа 7 3 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
8.4. Экзамен 7 27 ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С Гигиена и основы экологии человека: учебник для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мовчан В. Н. Экология человека: учеб. пособие для вузов СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004 25
Л2.2 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник для студ. вузов М.: Издательский центр "Академия", 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бобина И.В., Соколова Г.Г. Практикум по экологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http: // www. lib.asu.ru
Э2 http: // www.biblioclub.ru
Э3 http: // www.ecolife.ru
Э4 http:// ecology-portal.ru
Э5 http://elibrary.ru
Э6 Курс в Moodle "Экология человека" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Экзамен – процедура, проводимая по установленным правилам для оценки знаний, умений, компетенций по какому-либо учебному предмету, модулю и т.д. Экзамен является заключительным этапом изучения дисциплины. Процедура проведения экзамен может быть организована по-разному. Цель – проверить теоретические знания обучаемых, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач. Экзамен проводится в объеме программы учебной дисциплины. Для проведения экзамена разрабатываются: билеты, практические задания (при необходимости). В билет включаются 2 теоретических вопроса из пройденного материала разных разделов программы и при необходимости одна практическая задача. Для подготовки к ответу слушателям отводится не более 35–40 минут. По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для обоснованного ответа, решения задач, формулировки проблем и пр. Это письменное задание, выполняемое в течение заданного времени в аудиторных условиях работы (продолжительность выполнения от 30 минут до 2 часов). Как правило, контрольная работа предполагает наличие определенных ответов.
Тестирование обеспечивает объективность, быстроту, однозначность, технологичность оценивания и научную обоснованность результатов. Методика тестирования позволяет охватить большое количество критериев оценки и допускает компьютерную обработку данных. Тестирование проводится по определенной теме или модулю, на него отводится от 30 до 60 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 25–50 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл. Перевод баллов в оценку приведен выше.
Практические занятия – это одна из разновидностей занятия, являющаяся эффективной формой учебного процесса. Они имеют выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины, углубляют и закрепляют теоретические знания. На этих занятиях студенты осваивают конкретные методы оценки состояния окружающей среды, учатся работать с приборами и современным оборудованием, решать задачи и экологические проблемы на видовом, популяционном и биоценотическом уровнях.
Практические занятия выполняются студентом индивидуально или малыми группами с использованием методических рекомендаций, лабораторного оборудования, лабораторной посуды и реактивов, способствуют выработке навыков и умений обращения с приборной базой, составления растворов, фиксации параметров живых организмов. В ходе работы студенты осваивают навыки обобщения, анализа и представления полученных данных, умению делать выводы и прогнозировать изменения. По итогам работы предоставляется письменный отчет.
Практические занятия удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы. Выполняя практические работы, студенты лучше усваивают программный материал, так как многие определения и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными, происходит соприкосновение теории с практикой, что в целом содействует пониманию сложных вопросов науки и становлению студентов как будущих специалистов.
Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) литературы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения. Реферат – краткое изложение научной и специальной литературы по определенной проблеме или анализ источников, цель которого – научить студента пользоваться литературой, статистическими данными, критически осмысливать теорию и практику рассматриваемых проблем, привить умение четко и логично излагать материал в письменном виде. Реферат является самостоятельной разработкой какой-либо теоретической проблемы. Реферат обязательно должен иметь характер научного исследования, направленного на самообразование и более глубокое изучение учебной дисциплины.
Выбор темы реферата осуществляется студентом самостоятельно из числа тем, предложенных преподавателем в начале семестра. Преподавателем обязательно устанавливается дата сдачи реферата. Объём реферата должен составлять 1,5–2,0 печатных листа (1 п.л.= 16 страницам печатного текста формата А4, при 14 шрифте и 1,5 межстрочном интервале). Поля страницы: левое – 3 см, верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1,5 см. Все страницы реферата должны быть пронумерованы.
Реферат должен иметь следующую структуру:
Введение (1–2 стр.), содержащее актуальность выбранной темы, определение цели и задач работы, краткая оценка степени изученности проблемы.
Основная часть разделяется на 2–3 главы, примерно равных по объёму. В них раскрывается поставленная проблема, при соблюдении логики в переходе от одного вопроса к другому и чёткости завершающих их выводов. При использовании документов, цифр или фактов, рисунков и схем нужно обязательно давать ссылку на источник данной информации. При оформлении реферата применяют таблицы и графики, которые должны сопровождаться анализом.
Заключение занимает 1–2 страницы и содержит основные обобщённые выводы по всему реферату.
Библиографический список составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 7–10 наименований.
На последнем этапе проходит защита реферата, в ходе которой студент знакомит слушателей с выбранной им проблемой, её актуальностью, даёт оценку степени изученности, кратко излагает содержание реферата и основные выводы по теме. После чего слушатели могут задать докладчику вопросы по теме реферата и должны получить на них ответы. В итоге обсуждения студенту выставляется оценка за проделанную работу. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы для студенческих научных конференций.
Критерии оценки реферата: степень раскрытия поставленной проблемы; логика и стиль изложения; самостоятельность в подходах и выводах; количество используемых источников; оформление реферата и научного аппарата.