МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Землеустройство
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 169
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5, 7
курсовая работа: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 12 12 32 32
Практические 32 32 32 32 32 32 96 96
Сам. работа 66 66 39 39 64 64 169 169
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27
Итого 108 108 108 108 108 108 324 324

Программу составил(и):
д.с.-х.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Татаринцев В.Л.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Землеустройство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.теоретическое освоение основных разделов и методик землеустроительного проектирования, приобретение теоретических знаний и практических навыков по формированию объектов землеустройства и рациональной организации их территории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
ПК-1: способностью применять знание законов страны для правового регулирования земельно-имущественных отношений, контроль за использованием земель и недвижимости
ПК-2: способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы землеустройства основные правовые положения проведения землеустройства порядок организации и проведения землеустроительных работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методики землеустройства использовать основные нормативные акты при подготовке проектов землеустройства использовать земле-устроительные материалы в целях управления земельными ресурсами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами организации землеустроительных работ навыками и спецификой проведения работ по контролю за землеустройством навыками проектирования в землеустройстве.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система землеустройства в Российской Федерации.
1.1. Понятие и составные части системы землеустройства. Виды и формы землеустройства. Классификация проектов землеустройства. Нормативно-правовое регулирование землеустройства. Землеустроительные действия. Землеустроительный процесс. Землеустроительная документация. Государственное регулирование проведения землеустройства. Участники землеустройства. Финансирование проектно-изыскательских работ. Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Система землеустройства в Российской Федерации. Сам. работа 5 16 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы территориального землеустройства.
2.1. Возникновение понятия межхозяйственного землеустройства, его трансформация в территориальное землеустройство. Принципы и факторы территориального землеустройства. Содержание и задачи территориального землеустройства. Объекты территориального землеустройства. Классификация проектов территориального землеустройства. Процесс территориального землеустройства. Подготовительные работы, составление, рассмотрение и утверждение проекта. Перенесение проекта в натуру. Осуществление проекта. Лекции 5 3 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Проведение мероприятий по изучению состояния земель сельскохозяйственного назначения (инвентаризация, графический учет земель). Практические 5 8 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Основы территориального землеустройства. Сам. работа 5 16 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Установление, упорядочение границ объектов землеустройства (изменение, восстановление).
3.1. Понятие границы объекта землеустройства. Виды проектов по установлению и упорядочению границ различных объектов землеустройства. Основные этапы (стадии) процесса установления (упорядочения, восстановления) границ. Порядок согласования установления границ. Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований (субъекты РФ, муниципальные районы, населенные пункты). Размещение и установление границ территорий с особым правовым режимом (земель особо охраняемых территррий, территорий традиционного природопользования, земель, включаемых в состав охранных, защитных зон и др.). Установление ограничений и обременений в использовании. Составление карт (схем) ограничений и обременений в использовании земель. Лекции 5 3 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Установление зон с особым режимом использования земель на территории сельскохозяйственной организации (охранные, санитарно-защитные, водоохранные, прибрежные защитные и др.). Практические 5 8 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Разработка элементов проекта установления границ водоохранных зон (прибрежных полос). Практические 5 8 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка элементов проекта установления границ объектов землеустройства (населенных пунктов, муниципальных образований, субъектов РФ). Практические 5 8 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Установление, упорядочение границ объектов землеустройства (изменение, восстановление). Сам. работа 5 16 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации.
4.1. Цель, задачи, основные виды и содержание работ при планировании и организации рационального использования земель и их охраны. Природно-сельскохозяйственное районирование земель. Необходимость составления схемы землеустройства района. Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации. Сам. работа 5 18 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Структурная модель схемы землеустройства муниципального района.
5.1. Структурная модель схемы землеустройства муниципального района: составные части схемы и основное содержание работ. Текстовая и графическая части схемы землеустройства. Лекции 6 3 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.2. Подготовка задания на составление схемы землеустройства муниципального района. Практические 6 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Структурная модель схемы землеустройства муниципального района. Сам. работа 6 9 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Методика разработки схемы землеустройства муниципального района.
6.1. Подготовительные работы при составлении схемы землеустройства. Перераспределение земель по категориям и формам собственности. Организация системы землевладений и землепользований. Размещение АПК района. Организация территории района. Природоохранные мероприятия. Технико-экономические показатели схемы. Лекции 6 3 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.2. Перераспределение земель района по категориям и формам собственности. Практические 6 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.3. Организация системы землевладений и землепользований района. Практические 6 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.4. Размещение АПК района. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.5. Организация территории района. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.6. Экологическое обоснование схемы землеустройства района. Разработка природоохранных мероприятий. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.7. Экономическая эффективность схемы и разработка плана реализации схемы землеустройства. Практические 6 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.8. Методика разработки схемы землеустройства муниципального района. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Оформление схемы землеустройства муниципального района.
7.1. Требования к оформлению схемы землеустройства муниципального района. Экспертиза и утверждение схемы. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
7.2. Оформление схемы землеустройства муниципального района. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Сущность внутрихозяйственного землеустройства.
8.1. Понятие ВХЗ, его задачи и содержание. Содержание проекта ВХЗ. Порядок и методы разработки проекта. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
8.2. Сущность внутрихозяйственного землеустройства. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
8.3. Подготовка к экзамену. Экзамен 6 27 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Методика подготовки проектов ВХЗ.
9.1. Подготовительные и обследовательские работы. Камеральная землеустроительная подготовка. Полевое землеустроительное обследование. Особенности подготовительных работ в районах ветровой и водной эрозии. Разработка задания на проектирование. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.2. Проведение подготовительных работ и разработка задания на составление проекта ВХЗ. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.3. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров. Размещение магистральных внутрихозяйственных дорог, водохозяйственных и др. инженерных сооружений общехозяйственного назначения. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.4. Определение организационно-производственной структуры с/х организации и размещение элементов магистральных внутрихозяйственных дорог и др. инженерных сооружений. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.5. Организация и устройство угодий и севооборотов. Определение состава и структуры угодий, режима и условий их использования. Организация системы севооборотов. Обоснование проектируемой организации угодий. Устройство территорий севооборотов. Устройство территории сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений. Лекции 7 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.6. Разработка элементов организации угодий и севооборотов. Определение состава и структуры угодий, режима и условий их использования. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.7. Разработка элементов организации системы севооборотов. Установление типов и видов севооборотов, их числа и площади. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.8. Разработка элементов устройства территории севооборотов. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.9. Разработка элементов устройства территории сенокосов и пастбищ. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.10. Методика подготовки проектов ВХЗ. Сам. работа 7 20 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Расчет эффективности проектов ВХЗ.
10.1. Понятие эффективности проектов ВХЗ. Виды эффективности. Экологическая эффективность. Экономическая эффективность. Социальная эффективность. Принципы расчета и содержание основных методик. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
10.2. Расчет экономической и экологической эффективности проекта ВХЗ. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
10.3. Расчет эффективности проектов ВХЗ. Сам. работа 7 22 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Особенности ВХЗ К(Ф)Х.
11.1. Содержание проектов ВХЗ К(Ф)Х. Составные части и соответствующие элементы проекта, требования к проектированию. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
11.2. Разработка элементов проекта ВХЗ К(Ф)Х. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
11.3. Особенности ВХЗ К(Ф)Х. Сам. работа 7 22 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D3332B15-D9C2-4F9D-A37D-4D607B27B2F2/osnovy-zemlepolzovaniya-i-zemleustroystva
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8D67EE58-80ED-4860-83A0-ED19E9B4F884/pravovye-osnovy-prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии https://rosreestr.ru
Э2 Курс в Moodle "Землеустройство" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7706
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Землеустройство»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Землеустройство» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Землеустройство» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Землеустройство» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовая работа является одной из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение предусматривается учебным планом и является обязательным для всех студентов, Курсовая работа представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах.
Основной целью выполнения курсовой работы является расширение, углубление знаний студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи курсовой работы:
- систематизация научных знаний;
- углубление и расширение объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;
- формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации.
Курсовая работа является основой формирования профессиональных компетенций студентов и представляет собой необходимый этап, предшествующий написанию и защите ВКР.
Курсовые работы пишутся по темам, утверждаемым кафедрой экономической географии и картографии
Тема курсовой работы дается одному студенту учебной группы. Студент имеет право выбрать одну из заявленных тем или предложить собственную с обоснованием выбора, руководствуясь своими научными интересами и склонностями.
Тематика курсовых работ должна соответствовать задачам изучения дисциплины в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС ВО), современному уровню развития данной отрасли науки и опыту педагогической деятельности.
Курсовые работы оформляются в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст работы должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой по теме;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.
Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.
Структурными элементами курсовой работы являются:
- титульный лист;
- содержание;
- текст работы (введение и основная часть), структурированный по главам и параграфам;
- заключение;
- список источников и литературы;
- приложения (при необходимости).
Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата, руководитель работы обязан предупредить студента о проверке работы на наличие плагиата, допустимых пределах заимствований и о необходимости самостоятельной проверки текста до ее сдачи.
Руководитель знакомится с курсовой работой, определяет содержательную ценность, проверяет соблюдение требований к оформлению, и, затем, оценивает ее. При невыполнении требований к содержанию и оформлению работы руководитель возвращает ее студенту для доработки и устранения недостатков. После доработки она представляется для окончательной оценки.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Землеустройство»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.