МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инженерное обустройство территории
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Инженерное обустройство территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 1 октября 2015 № 1084

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области инженерной подготовки территории для строительства схема вертикальной планировки; изучение основ проектирования и размещения транспортной инфраструктуры и сетей инженерного оборудования (энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, очистных и канализационных сооружений, систем теплофикации, связи и др.) в населенных пунктах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.требования инженерной подготовки территории для целей строительства, принципы и методы вертикальной планировки территории, основные принципы трассирования и технико-экономические характеристики линейных сооружений и сетей в городах и сельских населенных мест
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать существующую застройку, выполнять анализ эстетических и экологических качеств городской среды, проектировать основные элементы схем инженерных сетей населенных пунктов, определять целесообразные способы размещения инженерных объектов и элементов благоустройства для увеличения градостроительной и экономической ценности городских территории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проектирования основных видов инженерных сетей, навыками расчета земляных работ при устройстве отдельных объектов инженерных коммуникаций, представлениями об определении экономического эффекта при размещении в городе инженерных сетей, озелененных территорий и элементов благоустройства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные принципы организации инженерной подготовки территории населенных пунктов
1.1. Анализ территории и условия пригодности для строительства. Инженерные мероприятия по подготовке территории к строительству. Особые условия инженерной подготовки территории. Основные принципы организации инженерной подготовки территорий населенных пунктов Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Оценка рельефа по критериям пригодности городских территорий Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Принципы организации инженерной подготовки территории населенных пунктов Сам. работа 4 11 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Инженерная организация территорий населенных мест
2.1. Рельеф и благоустройство городских территорий. Цель и основные задачи вертикальной планировки, естественный рельеф и способы его оценки, организация стока поверхностных вод в населенном пункте. Основные задачи вертикальной планировки при благоустройстве городских территорий различного функционального назначения. Методы вертикальной планировки. Особенности вертикальной планировки в условиях реконструкции. Вертикальная планировка сложного рельефа Лекции 4 3 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Методы вертикальной планировки участка жилой застройки Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Проект вертикальной планировки методом проектных горизонталей Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Инженерная организация территорий населенных мест Сам. работа 4 11 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Размещение транспортной инфраструктуры
3.1. Общие сведения об автомобильных перевозках и дорогах. Классификация автодорог. Дорога как инженерное сооружение. Дорога в плане. Дорога в продольном профиле. Основные требования к проектированию дороги в продольном профиле. Поперечный профиль автомобильной дороги. Полоса отвода дороги. Водоотводы на дорогах и переходы через водотоки. Источники увлажнения земляного полотна. Система дорожного водоотвода. Конструктивные элементы и типы дорожных одежд. Дорожно-строительные материалы. Основные принципы строительства и содержания дорог. Стадийный метода. Содержание и ремонт дорог Лекции 4 3 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Общие сведения об автомобильных перевозках и дорогах. Виды дорожных изысканий, стадии проектирования, состав и содержание рабочих чертежей. Методы размещения сети дорог в районе Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Дорога в плане. Построение плана трассы. Определение углов поворота. Вычисление элементов круговой кривой. Составление ведомости углов поворота, прямых и кривых трассы Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Построение продольного и поперечного профилей трассы Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Размещение транспортной инфраструктуры Сам. работа 4 11 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Принципы размещения инженерных сетей в городах
4.1. Общие принципы размещения инженерных сетей в городах. Размещение подземных сетей в плане. Размещение инженерных сетей в вертикальной плоскости Лекции 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Водоснабжение и водоотведение. Источники водоснабжения, выбор источника водоснабжения и сооружения для забора воды. Организация зон санитарной охраны источников водоснабжения. Комплекс сооружений по очистке вод из природных источников. Классификация систем водоснабжения населенных пунктов. Виды водопотребления. Устройство наружной водопроводной сети и основных сооружений в системе водоснабжения. Виды сточных вод. Системы и схемы канализации населенных пунктов. Сооружения на канализационных сетях. Очистка сточных вод. Размещение канализационных очистных сооружений. Условия спуска сточных вод в водоемы и водотоки Лекции 4 3 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Расчет объема водопотребления в селитебной зоне населенного пункта. Разработка схемы водоснабжения на уровне генерального плана города. Выполнение трассировки хозяйственно-питьевого водопровода внутри одного квартала секционной застройки Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Расчет объема сточных вод, отводимых от селитебной зоны населенного пункта. Разработка системы водоотведения на уровне генерального плана города. Выполнение трассировки сетей внутриквартальной канализации. Расчет количества твердых бытовых отходов в селитебной зоне Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Теплоснабжение. Общие сведения о топливе. Теплоносители. Централизованное теплоснабжение населенных пунктов. Источники теплоснабжения и их размещение. Системы горячего водоснабжения. Назначение вентиляции и классификация систем Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.6. Расчет объема теплопотребления в селитебной зоне населенного пункта. Разработка схемы теплоснабжения на уровне генерального плана города. Выполнение трассировки тепловых сетей внутри одного квартала секционной застройки Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.7. Газоснабжение. Краткие сведения о горючих газах. Системы газоснабжения населенных пунктов. Устройство наружных газопроводов. Внутренний газопровод. Расчет газопроводов Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.8. Расчет объема газопотребления в селитебной зоне населенного пункта. Разработка схемы газоснабжения на уровне генерального плана города. Выполнение трассировки газопровода внутри одного квартала секционной застройки Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.9. Электроснабжение. Система электроснабжения. Классификация электрических сетей. Структура потребителей и понятие о графиках и электрических нагрузках. Электроснабжение городских предприятий. Выбор схемы распределения электроэнергии Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.10. Расчет объема электропотребления в селитебной зоне населенного пункта. Разработка схемы электроснабжения на уровне генерального плана населенного пункта Практические 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.11. Размещение инженерных сетей в городах Сам. работа 4 11 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Макаров К.Н. Инженерная геодезия: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E3D5E666-879E-4D12-A5EC-80DB129FFC1D/inzhenernaya-geodeziya
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Базавлук В.А., Базавлук А.В., Серяков С.В. Инженерное обустройство территорий. дождевые водостоки: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/CCC7DB9D-D312-40F7-AAB9-8C76D4C3DEB1/inzhenernoe-obustroystvo-territoriy-dozhdevye-vodostoki
Л2.2 Базавлук В.А. Инженерное обустройство территорий. мелиорация: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/58A81AD1-118B-4104-B39F-3B39915F6C5C/inzhenernoe-obustroystvo-territoriy-melioraciya
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Инженерное обустройство территории» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4790
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Инженерное обустройство территории»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Инженерное обустройство территории» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Инженерное обустройство территории» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Инженерное обустройство территории» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнении курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Инженерное обустройство территории» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Инженерное обустройство территории»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Инженерное обустройство территории», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.