МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая география и ландшафты России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Физическая география и ландшафты России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2016-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование системы знаний по региональной комплексной физической географии России на основе изучения теоретических закономерностей структуры, функционирования и эволюции природно-территориальных комплексов различного уровня.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
- сформировать представление об объекте, предмете и методах изучения региональной физической географии;
- закрепить знания по отдельным компонентам природных комплексов России;
- охарактеризовать этапы физико-географического изучения России и районирования территории;
- научить понимать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов ландшафтов, зональную и провинциальную структуру физико-географических стран;
- обеспечить представление о комплексном подходе в изучении природных условий России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ОПК-5 владением знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об объекте и предмете изучения региональной комплексной физической географии;
- этапах физико-географического изучения и районирования территории России;
- знать физико-географическую номенклатуру.
- роли отдельных факторов в дифференциации физико-географических условий территории страны.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять и анализировать характеристики ПТК уровня физико-географических стран и зон равнинных территорий, горных областей и провинций в пределах горных районов России;
- знать физико-географическую номенклатуру.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. в примененнии методов анализа комлексных физико-географических профилей; анализа схем, таблиц и диаграмм по темам дисциплины, составления комплексной характеристики страны, региона, навыки оценки природы России на уровне стран и зон.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физико-географическая характеристика положения России.
1.1. Физико-географическая характеристика природы России. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Географическое положение и физико-географические границы. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Экологические проблемы морей России Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Исторические аспекты изучения территории России. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Геолого-геоморфологическая характеристика и климат территории России. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Водные ресурсы России и их проблемы. Особенности рек России. Характеристика почвенного покрова, растительности и животного мира. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Растительность России и сопредельных территорий, история развития в четвертичный период. Взаимоотношения тундры и леса, леса и степи. Опустынивание и его причины. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Многолетняя мерзлота и подземные воды. Зональность стока и его факторы. Местный сток. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Физико-географическое районирование территории
2.1. Ландшафтная характеристика Западно-Сибирской равнины. Экологические проблемы в связи с добычей полезных ископаемых. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Восточно-Европейская (Русская) равнина. Уральская горная страна. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Восточно-Европейская равнина и Фенноскандия. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Экологические проблемы Восточно-Европейской равнины. ООПТ территории. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Ландшафтная характеристика Северо-Восточной Сибири. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Экологические проблемы Урала Сам. работа 2 8 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Западно-Сибирская равнина. Средняя Сибирь. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Ландшафтные зоны (физико-географические области)Западной Сибири: тундровая, лесотундровая, лесоболотная, лесостепная, степная. Краткая характеристика провинциальных различий. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. ООПТ Средней Сибири Сам. работа 2 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Природа Северо-Притихоокеанской (Чукотско-Камчатской) физико-географической страны. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Северо-Восток Сибири. Корякско-Камчатско-Курильская и Амурско-Примоско-Сахалинская физико-географические страны Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Ландшафтные особенности Алтае-Саянской горной страны Сам. работа 2 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. Алтае-Саянская и Байкальская горные физико-географические страны Практические 2 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. ООПТ Алтае-Саянской горной страны Сам. работа 2 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. ООПТ Дальнего Востока Сам. работа 2 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Основные проблемы регионального физико-географического изучения России
3.1. Основные проблемы регионального физико-географического изучения России Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Основные проблемы регионального физико-географического изучения России в условиях новой экономической реформы. Ландшафтный кадастр. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сколько территории России находится под многолетней мерзлотой, %?
2. Назовите тип Черного моря?
3. Самое холодное и ледовитое море?
4. Дрейфующие многолетние льды называются?
5. Молодой неподвижный лед, прикрепленный к берегу называетсяЛиния перемены дат находится между островами?
6. Какие острова находятся севернее полярного круга?
7. Где проходит граница между Европой и Азией?
8. Самая северная островная точка России?
9. Длина 1° параллели Северного полярного круга равна, км?
10. Ширина экономической зоны России у побережи?
11. К какому морю имеет выход Калининградская область?
12. Отметьте два оледенения среднего плейстоцена?
13. Что способствует уменьшению суммарной радиации в морях Северного Ледовитого океана с запада на восток?
14. Какой климат формируется в субарктическом климатическом поясе?
15. Назовите барические минимумы, влияющие на климат России?
16. Назовите барические максимумы, влияющие на климат России?
17. Какое оледенение на территории России соответствуют вюрмскому оледенению в Европе?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Термический режим Центрального Алтая (на примере долин рек Мульта и Аккол)
2. Загрязнение водных объектов нефтепродуктами и фенолами
3. Загрязнение водных объектов нефтепродуктами и фенолами
4. Математическое моделирование и прогнозирование волновых процессов на крупных водохранилищах.
5. Оценка рекреационного потенциала высокогорного Алтая на примере Южно-Чуйского хребта
6. Фотокаталог ледников Алтая.
7. Климатическое районирование Алтайского края на основе кластерного анализа.
8. Математическое моделирование и прогнозирование волновых процессов на крупных водохранилищах.
9. Природные предпосылки организации рекреационной деятельности в Алтайском крае
10. Региональные особенности функционирования ландшафтов (на примере Алтайского края)
11. Сезонная ритмика природных процессов
12. Географические исследования как основа ландшафтного планирования (на примере Смоленского района Алтайского края).
13. Высокогорье Алтая как объект рекреационного использования
14. Дендрохронологические исследования высокогорий Центрального Алтая
15. Ледниковые формы рельефа: теория и геоинформационные методы исследования
16. Климат как ведущий фактор изменения продуктивности лесных фитоценозов
17. Природные предпосылки создания рекреационной территории в долине реки Катунь
18. Реконструкция природных обстановок в бассейнах озер степных и лесостепных зон (на примере Алтайского края).
19. Загрязнение поверхностных вод Алтайского края.
20. Ландшафтный анализ особенностей растительного покрова территории Алтайского региона
21. Оценка влияния снежно-ледовых ресурсов на хозяйственную деятельность населения
22. Влияние химической промышленности на окружающую среду (на примере Алтайского Шинного комбината)
23. Антропогенное воздействие на пригородные леса г. Барнаула
24. Физико-географические особенности переходной зоны Алтая
25. Природные курортные ресурсы России
26. М.В. Ломоносов и его вклад в географию
27. Степи Северной Евразии (на примере Кулундинской степи)
28. Лихенометрические исследования в высокогорных районах.
29. Дендроиндикационные исследования в высокогорьях Алтая.
30. Ледники Алтая и их сокращение за период инструментальных наблюдений
31. Ледники Алтая как объекты научного туризма
32. Природные и социально-экономические предпосылки рекреационного освоения лесостепной зоны
33. Комплексная оценка действующей и суть предлагаемой для России системы исчисления времени (на примере Алтайского региона)
34. Пещеры как объект туристского интереса в Республике Алтай
35. Системный подход в прогнозировании состояния природной среды Западно-Сибирской равнины.
36. Региональные особенности дешифрирования космических снимков для выявления особенностей развития лесных сообществ
37. Сезонная ритмичность природных процессов переходной зоны Алтая
38. Природный потенциал долинных ландшафтов как основа хозяйственного освоения территории.
39. Морфометрия котловины Новосибирского водохранилища
40. Региональные аспекты глобального изменения климата
41. Оценка рекреационного потенциала прибрежных территорий озер и водохранилищ
42. Динамика ареалов охраняемых видов в Центральном Алтае в условиях глобального изменения климата
43. Рекреационное использование лесных территорий Алтайского края.
44. Глобальные проблемы современности
45. Ленточные боры Алтайского края
46. Ледники Северо-Чуйского хребта
47. Каменные глетчеры Горного Алтая
48. Природные предпосылки развития рекреации Кузнецко-Салаирской области
49. Водный режим верховий р. Оби за период инструментальных наблюдений
50. Ледники Алтая и их сокращение за период инструментальных наблюдений
51. Исследование зависимости изменения объема ледников от климатических трендов на примере ледника Томич
52. Географическая оценка президентской инициативы об отмене перехода на зимнее время
53. Геоморфология Алтая
54. Озёра Алтайского края
55. Реки России
56. Условия формирования снежного покрова и риски образования снежных лавин.
57. Дендрохронологические исследования верхней границы леса в Тигирекском заповеднике
58. Опасные климатические явления в Алтайском крае.
59. Рекреационная емкость ландшафтов территории Заринского района Алтайского края (и др. районов).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет и методы исследования физической географии России
2. Общая протяженность границ России. Описание сухопутных границ, начиная с северо-запада (полное описание по всем физико-географическим объектам).
3. Полное описание южной физико-географической границы России.
4. Влияние географического положения и размеров территории России на особенности ее природы.
5. Физико-географическое положение России.
6. Площадь территории России, сравнение площади с другими странами. Крайние точки территории. Протяженность в км и часовых поясах.
7. Полное описание морских границ России. Влияние географического положения России и размеров территории на особенности хозяйства.
8. История изучения территории России до М.В. Ломоносова.
9. Вторая Камчатская экспедиция. Цели, задачи, состав и сроки проведения. Результаты.
10. Роль Русского географического общества в изучении территории России.
11. Изучение территории России В. Поярковым, С. Дежневым, И. Москвитиным и др.
12. Исследования Арктики. Северный морской путь.
13. Характеристика морей Тихого океана.
14. Характеристика морей Атлантического океана.
15. Характеристика морей Северного Ледовитого океана
16. Полная характеристика морей бессточного бассейна на территории России.
17. Характеристика литосферных тектонических плит в основании территории России. Зоны сближения и раздвижения, рифтовые зоны.
18. Особенности орографии и их связь с тектоникой.
19. Развернутая характеристика орографии России.
20. Характеристика молодых, омоложенных и возрожденных гор России.
21. Характеристика всех складчатых (тектонических) областей.
22. Особенности платформенных областей на территории России.
23. Влияние оледенений четвертичного периода на современный рельеф России.
24. Современный вулканизм на территории России.
25. Флювиальные и криогенные типы морфоскульптуры.
26. Характеристика современного оледенения России.
27. Месторождения полиметаллических руд.
28. Месторождения нефти в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции
29. Месторождения железной руды. Месторождения олова в России.
30. Месторождения железной руды.
31. Месторождения каменного угля по бассейнам.
32. Месторождения газа в Западной Сибири.
33. Месторождения нефти в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции.
34. Месторождения золота.
35. Месторождения меди.
36. Месторождения нефти в Северо-Кавказско-Мангышлакской нефтегазоносной провинции.
37. Месторождения полезных ископаемых Урала.
38. Месторождения алюминия.
39. Месторождения поваренной и калийных солей, мирабилита.
40. Месторождения Тимано-Печорского и Уральского угольного бассейнов.
41. Месторождения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
42. Месторождения газа в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции
43. Месторождения Волго-Уральской нефтегазоносной провинции.
44. Месторождения сланцев и графита.
45. Месторождения угля в Сибири и на Дальнем Востоке.
46. Связь полезных ископаемых с геологическим строением и тектоникой. Примеры.
47. Месторождения олова и алюминия.
48. Месторождения бурого угля.
49. Месторождения железной руды на Урале.
50. Каменноугольные бассейны России.
51. Характеристика термического режима России.
52. Характеристика умеренного континентального климата России.
53. Характеристика умеренного климатического пояса.
54. Характеристика субтропического климата России.
55. Характеристика арктического климата России.
56. Характеристика болот на территории России.
57. Характеристика субарктического климата России.
58. Характеристика умеренного муссонного климата России.
59. Распространение многолетней мерзлоты.
60. Внутренние воды России.
61. Классификации рек России.
62. Характеристика озер России.
63. Общая характеристика рек России.
64. Характеристика подземных вод на территории России.
65. Основные типы почв России.
66. Особенности подзолистых почв России.
67. Фауна России.
68. Особо охраняемые природные территории России.
69. Флористический состав растительности России. Доминионы и субдоминионы. Эндемики.
70. Лесной тип растительности в России. Типы лесов.
71. Восточно-Европейская равнина. Характеристика физико-географической страны.
72. Урал. Характеристика физико-географической страны.
73. Западная Сибирь. Характеристика физико-географической страны.
74. Алтае-Саянская горная страна. Характеристика физико-географической страны.
75. Средняя Сибирь. Характеристика физико-географической страны

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.1: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
Л1.2 Н.Ф. Харламова Физическая география и ландшафты России: практикум Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.2: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Н. Калуцков География России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/56429A11-867B-4B74-B45C-9D64B17E6A53
Л2.2 О.Е. Пряженникова Практикум по физической географии России. Общий обзор. Ч1: учебное пособие Кемерово: КемГУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php - ВНИИГМИ-МЦД
Э2 http://waterinfo.ru/ - Реки России
Э3 http://www.hydrology.ru/main/ - Государственный гидрологический институт
Э4 http://voeikovmgo.ru/ru/ - Главная геофизическая обсерватория им. А. Воейкова
Э5 http://www.igce.ru/ - Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН
Э6 http://igras.ru/ - Институт географии РАН
Э7 http://meteorf.ru/default.aspx - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Э8 http://www.global-climate-change.ru/ сайт Изменения климата
Э9 http://elibrary.ru/defaultx.asp - Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э10 Курс в Moodle «Физическая география и ландшафты России» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана.
GOOGLE EARTH ONLINE [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://googleearthonline.blogspot.com/ – Загл. с экрана.
Сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана.
Сайт Институт географии РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.igras.ru/
Сайт ЭРА Электронные ресурсы Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://altlib.ru/
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Физическая география и ландшафты России».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.