Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 18 | 14 | 18 |
Практические | 14 | 18 | 14 | 18 |
Сам. работа | 44 | 36 | 44 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Останин О.В.
1.1. | Цель - сформировать у магистрантов знания и умения необходимые для эколого-географического прогнозирования. Задачи курса: - познакомить магистрантов с основными понятиями прогностики; -сформировать представление о методологической основе эколого- географического прогнозирования; - обучить магистрантов методам прогнозирования; - сформировать у магистрантов навыки создания прогностических систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02 |
ОПК-7 | способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования |
ПК-16 | владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные подходы эколого-географического прогнозирования; - особенности эколого-географическое прогнозирования, его место и роль в системе географических наук; - классификацию географических прогнозов; - основные принципы разработки прогнозов; - научные основы прогнозирования; - иметь представление о параметрах прогнозов и принципах их разработки; - параметры прогнозов и принципы их разработки для целей оптимизации природоохранного мониторинга эколого-экономической оптимизации на разных уровнях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выбрать параметры прогнозов; - иметь представление об общенаучных и специальных методах прогнозирования; - иметь представление об особенностях глобального, регионального и антропо-экологического прогнозирования; - иметь навыки составления отраслевых эколого-географических (гидрологических, климатических и др.) прогнозов; - иметь представление о примерах успешного осуществления эколого-географических прогнозов в России и за рубежом. - составлять элементарную прогнозирующую систему. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками установления параметров прогнозов; - навыками создания прогностических систем; - навыками осуществления прогнозов с целью эколого-экономической оптимизации функционирования территорий разного уровня. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ. | ||||||
1.1. | Основные понятия прогностики. Параметры прогнозов. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Принципы разработки прогнозов. Классификация прогнозов по аспектным признакам. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Научные основы и общенаучные методы прогнозирования. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Классификация прогнозов по аспектным признакам. | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Атропо-экологическое прогнозирование | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ. | ||||||
2.1. | Общенаучные методы прогнозирования. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Специальные методы прогнозированияю | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Система прогнозирования. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Работа методом программного прогнозирования. | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Разработка конкретного прогноза. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Обоснование параметров прогноза. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. ГЛОБАЛЬНОЕ, РЕГИОНАЛЬНОЕ, ЛОКАЛЬНОЕ И АНТРОПО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. | ||||||
3.1. | Глобальные эколого-географические прогнозы. Эколого-географические прогнозы регионального и топологического уровня. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Отраслевые эколого-географические прогнозы. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Антропо-экологическое прогнозирование. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Системный подход в прогнозировании. | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Изучение деформаций речных русел методом Кондратьева. | Практические | 8 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Изучение соотношения тепла и влаги в ритмических процессах (правило Иверсена-Гричук). | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Построение эмпирических кривых обеспеченности. | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Метод моделирования в эколого-географическом прогнозировании. | Практические | 8 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Антропогенная трансформация ландшафтов Алтайского края | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Реферирование научных статей. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.11. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. ФОС по дисциплине |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС по дисциплине |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О.Н. Барышникова, Р.С. Неприятель, К.Е. Никифоров | Эколого-географическое прогнозирование: учебно-методическое пособие | Барнаул: АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | М.М. Голубчик | Теория и методология географической науки : учебник для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О.Н. Барышникова | Основы эколого-географического прогнозирования: учебное пособие | Барнаул: АлтГУ, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.twirpx.com | |||
Э2 | www.мeteo.ru | |||
Э3 | www.nigms.nih.gov/Education/Factsheet_CircadianRhythms.htm | |||
Э4 | Курс в Moodle «Эколого-географическое прогнозирование» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная); ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная); Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Эколого-географическое прогнозирование» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |