МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы права собственности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ЧП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Пятков Д.В.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы права собственности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр") (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., профессор Т.А. Филиппова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.ю.н., профессор Т.А. Филиппова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является профессиональная подготовка специалистов в сфере гражданского оборота, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, общих положений гражданского права и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
ПК-1: способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-4: способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
ПК-8: способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
ПК-11: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-5: основные закономерности функционирования информационных процессов в науке и образовании; теоретические основы моделирования, методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой и иной информации, перспективы развития информационных технологий и внедрения их в научную и образовательную деятельность
ПК-1: понятие, признаки и систему нормативно-правовых актов; принципы, виды, стадии правотворческой деятельности; основные приемы правотворческой техники
ПК-4: цели и задачи выявления, пресечения и раскрытия правонарушений и преступлений; методы предупреждения правонарушений и устранения причин и условий, способствующих их совершению
ПК-8: понятие и принципы правовой экспертизы; коррупциогенные признаки правового акта; понятие и виды коррупционного поведения
ПК-11: основы теории права, основных направлений научных исследований в области права; перспективные направления исследований в юридической науке; основные методы научного исследования в области права; методы логического последовательного изложения исследуемого материала и основных выводов
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-5: применять современные информационные технологии для поиска и обработки информации в юридической сфере, участвовать в разработке и внедрении компьютерных средств обучения; производить статистический анализ информации, оформлять результаты научного исследования, использовать коммуникационные технологии в научной и образовательной деятельности
ПК-1: самостоятельно разрабатывать проекты нормативно-правовых актов; выстраивать систему действий на отдельных стадиях правотворческого процесса; применять приемы юридической техники
ПК-4: в соответствии с требованиями нормативных документов давать правильную юридическую квалификацию действиям, в которых усматривается состав правонарушения или преступления; грамотно составлять и оформлять процессуальные документы
ПК-8: самостоятельно проводить правовую экспертизу; выявлять признаки коррупциогенности в действующих нормативных актах и проектах; выявлять признаки коррупционного поведения
ПК-11: планировать, организовывать, проводить и рефлексировать научные исследования в области права и вести работу с научно-правовым материалом; организовывать и проводить изучкение комплексной проблемной ситуации с постановкой целей и задач исследовангия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-5: навыками сбора и обработки научной информации; современными информационными системами и технологии, используемыми в образовании
ПК-1: юридической терминологией, необходимой для правотворческой деятельности; навыками разработки нормативно-правовых актов, регулирующих отношения собственности; навыками проектирования нормативно-правового акта
ПК-4: методологией раскрытия и расследования правонарушений и преступлений; навыками выявления причин и, способствующих совершению правонарушений условий
ПК-8: навыками анализа проектов правовых актов; навыками подготовки заключений по результатам антикоррупционной экспертизы правовых актов; навыками оценки коррупционного поведения
ПК-11: основными методами научных исследований в области права на уровне отдельных приемов; опытом применения научных методов в предшествующих правовых исследованиях; навыком формирования логический сложнокопонентных умозаключений в рамках проводимых юридических исследований, определения их взаимосвязи с другими общественными науками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы понимания вещного права
1.1. Вещное право - подотрасль гражданского права. Структура вещного права. Вещное право - субъективное гражданское право. Признаки вещных прав. Система вещных прав. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Вещное право - подотрасль гражданского права. Структура вещного права. Вещное право - субъективное гражданское право. Признаки вещных прав. Система вещных прав. Практические 2 4 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Вещное право - подотрасль гражданского права. Структура вещного права. Вещное право - субъективное гражданское право. Признаки вещных прав. Система вещных прав. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Проблемы доктринального понимания права собственности в российской юриспруденции и за рубежом
2.1. Право собственности - институт гражданского права. Право собственности - субъективное гражданское право. Содержание права собственности. Субъекты и объекты права собственности. Виды права собственности. Формы собственности. Основания возникновения права собственности. Ограничения права собственности. Европейские стандарты в области права собственности. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Право собственности - институт гражданского права. Право собственности - субъективное гражданское право. Содержание права собственности. Субъекты и объекты права собственности. Виды права собственности. Формы собственности. Основания возникновения права собственности. Ограничения права собственности. Европейские стандарты в области права собственности. Практические 2 4 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Право собственности - институт гражданского права. Право собственности - субъективное гражданское право. Содержание права собственности. Субъекты и объекты права собственности. Виды права собственности. Формы собственности. Основания возникновения права собственности. Ограничения права собственности. Европейские стандарты в области права собственности. Сам. работа 2 11 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Проблемы правового регулирования общей собственности
3.1. Практическое занятие по решению задач. Практические 2 4 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Понятие права общей собственности. Виды права общей собственности. Основания возникновения права общей собственности. Доля в праве общей собственности. Особые режимы правового регулирования общей собственности. Право общей собственности в многоквартирном доме. Право общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Отношения собственности в крестьянском (фермерском) хозяйстве. Сам. работа 2 13 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Право публичной собственности
4.1. Понятие права публичной собственности. Виды права публичной собственности. Способы осуществления права публичной собственности. Управление публичной собственностью. Разграничение публичной собственности. Национализация и приватизация. Закрепление публичного имущества за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Изъятие закрепленного имущества. Практические 2 4 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Понятие права публичной собственности. Виды права публичной собственности. Способы осуществления права публичной собственности. Управление публичной собственностью. Разграничение публичной собственности. Национализация и приватизация. Закрепление публичного имущества за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Изъятие закрепленного имущества. Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Право собственности на недвижимое имущество
5.1. Основания и момент возникновения права собственности на недвижимость. Приобретение права собственности на вновь создаваемую недвижимость. Приобретение права собственности на бесхозяйную недвижимость и по давности владения. Приобретение права собственности на самовольные постройки. Приобретение права собственности в упрощенном порядке («дачная амнистия»). Основания и момент прекращения права собственности на недвижимость. Прекращение права собственности на недвижимость в связи с гибелью (уничтожением) вещи. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земельного участка. Право собственности на земельный участок. Право собственности на домовладение. Право собственности на помещение. Практические 2 4 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Основания и момент возникновения права собственности на недвижимость. Приобретение права собственности на вновь создаваемую недвижимость. Приобретение права собственности на бесхозяйную недвижимость и по давности владения. Приобретение права собственности на самовольные постройки. Приобретение права собственности в упрощенном порядке («дачная амнистия»). Основания и момент прекращения права собственности на недвижимость. Прекращение права собственности на недвижимость в связи с гибелью (уничтожением) вещи. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земельного участка. Право собственности на земельный участок. Право собственности на домовладение. Право собственности на помещение. Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Защита права собственности
6.1. Лабораторный практикум по теме защита права собственности. Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Гражданско-правовые средства защиты права собственности. Виндикационный иск. Негаторный иск. Ограничения виндикации. Добросовестный приобретатель. Иск о признании права собственности. Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.3. Гражданско-правовые средства защиты права собственности. Виндикационный иск. Негаторный иск. Ограничения виндикации. Добросовестный приобретатель. Иск о признании права собственности. Сам. работа 2 11 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Экзамен
7.1. Экзамен Экзамен 2 27 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену

1. Вещное право как подотрасль гражданского права. Структура вещного права.
2. Вещное право как субъективное гражданское право. Признаки вещного права. Система вещных прав.
3. Право собственности как институт гражданского права: его структура и роль в правовом регулировании вещных отношений.
4. Право собственности как субъективное гражданское право. Субъекты и объекты права собственности.
5. Частное и публичное в правовом регулировании отношений собственности. Проблемы ограничения права собственности.
6. Право общей долевой собственности: понятие, основания возникновения, особенности осуществления.
7. Проблемы понимания доли в праве общей собственности.
8. Право общей совместной собственности: понятие, виды, основания возникновения и особенности осуществления.
9. Особенности правового регулирования общей собственности в многоквартирном доме.
10. Особенности правового регулирования общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
11. Проблемы правового регулирования отношений собственности в крестьянском (фермерском) хозяйстве.
12. Право публичной собственности: понятие и виды.
13. Управление публичной собственностью: понятие, проблемы организации. Сочетание гражданского права и других отраслей в регулировании отношений собственности с участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
14. Проблемы правового регулирования разграничения публичной собственности.
15. Национализация и как способ осуществления права публичной собственности.
16. Приватизация как способ осуществления права публичной собственности.
17. Закрепление публичного имущества за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Изъятие закрепленного имущества.
18. Проблемы возникновения права собственности на недвижимость: основания и момент.
19. Приобретение права собственности на вновь создаваемую недвижимость: соотношение прав заказчика и подрядчика, право собственности на объект незавершенного строительства, право собственности участников долевого строительства.
20. Приобретение права собственности на бесхозяйную недвижимость.
21. Приобретение права собственности на недвижимость по давности владения.
22. Приобретение права собственности на самовольные постройки.
23. Проблемы приобретения (регистрации) права собственности в упрощенном порядке («дачная амнистия»).
24. Проблемы прекращения права собственности на недвижимость: основания и момент.
25. Прекращение права собственности на недвижимость в связи с гибелью (уничтожением) вещи.
26. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земельного участка: основания и порядок.
27. Помещение как объект права собственности. Проблемы правового регулирования отношений собственности на помещения в нежилых зданиях и сооружениях.
28. Гражданско-правовые средства защиты права собственности: понятие и виды.
29. Категория «владение» в гражданском праве. Современные проблемы и перспективы защиты владения в свете реформы гражданского законодательства.
30. Виндикационный и негаторный иски: проблемы соотношения.
31. Теоретические и практические проблемы виндикации: ограничения виндикации, возникновение права собственности у добросовестного приобретателя.
32. Иск о признании права собственности: проблемы теории и судебной практики.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:

1. Основные тенденции в развитии вещного права в условиях концептуального обновления гражданского законодательства в России.
2. Интеллектуальная собственность и система вещных прав: сближение или размежевание?
3. Собственность – это: владение, пользование, распоряжение…?
4. Сложноструктурные модели собственности в современной российской науке гражданского права.
5. Виндикация и реституция: сравнительный анализ.
6. Основные доктринальные подходы к объяснению долевой собственности.
7. Разграничение публичной собственности: юридическая природа и проблемы правоприменения.

Темы письменных работ для лабораторного практикума:

1. Подготовить презентацию по теме «Проблемы понимания вещного права».
2. На основе сложившейся в России доктрины, законодательства, судебной практики и собственных представлений о системе способов защиты права собственности сформулируйте дайте обоснованный ответ на вопрос: "Имею ли я право вернуть себе свою собственную вещь способами, похожими на кражу, грабеж или мошенничество?".
3. Подготовьте презентацию по теме: «Приватизация государственного и муниципального имущества».
4. Проанализируйте изменения, внесенные в разные годы в ст. 222 ГК РФ, и определите их социально-экономические предпосылки и общую напрвленность.
5. Подготовьте презентацию по теме: «Право общей собственности».

Темы письменных работ для практических заданий:

1. Составить сравнительную таблицу «Вещные права», используя 4-5 критериев сравнения.
2. Определите специфику права собственности в системе вещных прав.
3. Подготовить обзор судебной практики по делам о виндикации имущества из чужого незаконного владения.
4. Составить схему «Основания возникновения права собственности».
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Б.М. Гонгало Гражданское право Т. 1: учебник Статут, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453039
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Витрянский, В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги: Статут, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450789
Л2.2 Белов В.А. ОЧЕРКИ ВЕЩНОГО ПРАВА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3FFFAE04-10E7-4DC2-9B46-A92D846512D6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань»
Э2 http://biblioclub.ru/ - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»
Э3 Курс в Moodle "Актуальные проблемы права собственности" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1258
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное изучение дисциплины во многом зависит от знаний, полученных по предшествующим дисциплинам. Опыт показывает, что студенты не всегда хорошо помнят пройденный материал, поэтому есть смысл его повторить.

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и практических занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На практических занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.

Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.