Закреплена за кафедрой | Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физико-химическая биология и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физхим-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 4
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.
1.1. | формирование у магистрантов общих представлений об основах безопасности и стандартизации биотехнологического и фармацевтического производства и приобретение студентами отдельных приемов, навыков и умений по фармацевтической технологии и биотехнологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-6 | способностью руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные меры техники безопасности при работе в молекулярно-генетической лаборатории; основные психологические аспекты коллективной работы и руководства коллективом. базовые понятия биотехнологии, а также научные и правовые основы обеспечения биобезопасности; расширенные знания по молекулярной генетике, генетической инженерии, о геномных и клеточных технологиях; детальное описание методов биотехнологии и микробиологии, пути создания генетически модифицированных организмов основные методы биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований; методы ДНК-анализа, протеомики, компьютерные технологии биоинформатики; пути применения методов биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа и использования методов биоинформатики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Грамотно организовать работу коллектива при научном исследовании. Поставить эксеримент с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории. искать и анализировать литературные источники по теме, работать в биотехнологической лаборатории; провести лабораторный эксперимент по биотехнологии; организовать лабораторный эксперимент с использованием знаний фундаментальных и прикладных разделов биотехнологии. работать с лабораторным оборудованием при выполнении биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа; применять методы биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа для поставленной задачи; спланировать и поставить эксперимент в лаборатории с применением методов биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа, а также проанализировать полученные результаты с помощью биоинформационных методов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками руководства коллективом, работы в научно-исследовательской лаборатории, основами охраны труда методами биотехнологии и микробиологии, знаниями об этапах биотехнологического процесса; навыками работы с микробиологическими культурами и другими объектами биотехнологического производства; навыками анализа и контроля микробиологических культур и других объектов биотехнологического производства навыками работы с лабораторным оборудованием при осуществлении биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа; методической базой для осуществления биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа и навыками практического применения биоинформационных технологий; навыками постановки эксперимента и анализа полученных данных с помощью биоинформационных технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы современной биотехнологической концепции. | ||||||
1.1. | Основы био- и фарм- технологий. | Лекции | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Биообъект – основа биомедицинских технологий. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Особенности производства лекарственных средств методами современной биотехнологии. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Правила GМР применительно к биотехнологическому производству. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Нанобиотехнологии. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Правила систем GLP, GCP, GMP при внедрении в практику и производство лекарственных препаратов. Требования правил системы GMP к биотехнологическому производству. | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Принципы доказательной медицины при проведении клинических испытаний лекарственных средств, полученных с применением методов биотехнологии. | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Фармацевтическая технология | ||||||
2.1. | Основные понятия о лекарственных веществах, средствах, формах, способах взаимодействия с организмом и путях их подачи в организм. | Лекции | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Биофармация. Основные фармацевтические факторы и их влияние на взаимодействие с биообъектом, фармакокинетика и т.д. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Инновационные приемы получения и внедрения наноразмерных структур в составе лекарственных препаратов. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Обеспечение стерильности – важнейший фактор создания условий асептики. Методы стерилизации, используемые в фармацевтической технологии, требования к ним. Обеспечение надежности стерилизации объектов в зависимости от свойств лекарственных и вспомогательных веществ и жизнеспособности микроорганизмов. Методы контроля стерильности. | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Стерильные лекарственные формы промышленного производства. Требования GMP к организации производства, обеспечивающие качество. | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Принципы организации промышленного производства ГЛС и фитопрепаратов. Охрана труда и экология. | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Существующие определения биотехнологии как науки и сферы производства. Биотехнология - одна из основ современной фармации. Фундаментальные дисциплины, на достижениях которых основана современная биотехнология. Перечислить основные достижения и пути их использования в биотехнологии. 2. Научно-практические основы биотехнологии – геномика, протеомика, метаболомика, биоинформатика взаимосвязь этих дисциплин и основыне сферы изучения. 3. Определение понятия биообъект. Классификация биообъектов. Перечислить важные для производства, свойства биообъекта, которые могут быть практической целью при его совершенствовании. 4. Совершенствование биообъектов, используемых при производстве лекарственных и диагностических препаратов. Методы селекции. Виды мутаций. Спонтанные мутации. Индуцированный мутагенез. 5. Совершенствование биообъектов. Клеточная инженерия. 6. Совершенствование биообъектов. Генетическая инженерия. Векторы. Рестриктазы. ДНК-лигазы. Липкие концы. Генетические маркеры. 7. Слагаемые биотехнологического производства. Подготовительные и основные этапы. 8. Ферментационные аппараты (ферментеры). Системы регуляции процесса. 9. Характеристика и особенности подготовительных этапов технологического процесса. Методы стерилизации технологического воздуха, оборудования и питательных сред в биотехнологическом производстве. 10. Характеристика и особенности основных этапов биотехнологического получения лекарственных препаратов на примере антибиотиков пенициллинов. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Основные научные и прикладные направления биотехнологии. Решение кардинальных проблем медицины на основе достижений биотехнологии. Классификация биообъектов как продуцентов лекарственных и диагностических препаратов. Макромолекулы природного происхождения – промышленные биокатализаторы. Совершенствование биообъектов методами мутагенеза и селекции. Совершенствование биообъектов методами клеточной инженерии Классификация биосинтеза по технологическим параметрам. Единая система Правил GLР-GСР-GМР при изучении, оценке безопасности и контроле качества лекарственных препаратов. Геномика и протеомика как новейшие биологические дисциплины. Секвенирование генома и протеома. Международные базы данных. Поиск новых мишеней для лекарственных веществ с использованием структурной, сравнительной и функциональной геномики; количественной протеомики Метаболомика. Нанобиосенсоры. Нанобиоматериаловедение. Нанобионика. Фармацевтическая технология Основные фармацевтические факторы и их влияние на взаимодействие с биообъектом, фармакокинетика. Инновационные приемы получения и внедрения наноразмерных структур в составе лекарственных препаратов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Краснюк И. И., Михайлова Г. В., Чижова Е. Т. | Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: | М. : Академия, 2004 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Быков В. А., Демина Н. Б., Скатков С. А. | Фармацевтическая технология: | М. : ГЭОТАР-Медиа , 2010 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная библиотека Алтайского государственного университета | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э3 | Курс в системе Moodle Безопасность и стандартизация биотехнологического и фармацевтического производства | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
015Л | лаборатория кафедры физико-химической биологии и биотехнологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер HP; МФУ Samsung; вытяжной шкаф; системы очистки воды УВОИ- «М-Ф» - 2 шт.; весы Pioneer (Ohaus); ламинар Lamsystems; камера для горизонтального электрофореза Helicon; источник питания «Эльф-4» (ДНК-Диагностика); гель-документирующая система Viber Lourmat; термостат «Гном» (ДНК-Диагностика); водяная баня WB-4MS (Biosan); электропоратор Eporator (Eppendor); амплификатор TC-Plus (Techne); UV-vis Spectrophotometer UVmini-1240 (Shimadsu); сухожарочный шкаф Binder; автоклав Tuttnauer; сухожарочный шкаф Binder |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс "Безопасность и стандартизауия биотехнологического и фармацевтического производства" предназначен для студентов второго курса магистратуры биологического факультета для направлений "Физико-химическая биология и биотехнология", "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: – оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя. – оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки. – оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. – оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя. |