МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоорганическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизико-химическая биология и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физхим-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Смирнов С.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Биоорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 4
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лаврик О.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 4
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление магистрантов с основами органической химии в приложении к биологическим системам, формирование профессионально значимых качеств у студентов и выработка навыков, необходимых для описания процессов в живых системах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов
ПК-5 готовностью использовать знание нормативных документов, регламентирующих организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об успехах и возможностях генной инженерии в создании рекомбинантных вакцин и белков; о проблемах безопасности при работе с рекомбинантными ДНК; основные нормативные документы, регламентирующие организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ; базовые понятия биотехнологии, а также научные и правовые основы обеспечения биобезопасности;
термины и понятия генетической инженерии; ферменты, используемые в молекулярном клонировании; векторы клонирования в бактериях; требования, предъявляемые к векторным молекулам; синтез и клонирование кДНК; методы введения ДНК в клетки бактерий, дрожжей, растений и животных; методы получения трансгенных организмов; расширенные знания по молекулярной генетике, генетической инженерии, о геномных и клеточных технологиях; детальное описание методов биотехнологии и микробиологии, пути создания генетически модифицированных организмов основные методы биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований; методы ДНК-анализа, протеомики, компьютерные технологии биоинформатики пути применения методов биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа и использования методов биоинформатики;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы отбора и анализа рекомбинантных молекул ДНК; находить и применять основные нормативные документы, регламентирующие организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ;
применять методы определения первичной структуры ДНК по Сэнгеру; искать и анализировать литературные источники по теме, работать в биотехнологической лаборатории; провести лабораторный эксперимент по биотехнологии; организовать лабораторный эксперимент с использованием знаний фундаментальных и прикладных разделов биотехнологии
работать с лабораторным оборудованием при выполнении биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа
применять методы биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа для поставленной задачи
спланировать и поставить эксперимент в лаборатории с применением методов биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа, а также проанализировать полученные результаты с помощью биоинформационных методов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами введения генетического материала в клетки, основами проведения ПЦР и секвенирования; навыками, позволяющими с высокой степенью самостоятельности работать с нормативными документами по профилю работы.
методами биотехнологии и микробиологии, знаниями об этапах биотехнологического процесса;
Владеть методами введения генетического материала в клетки, основами проведения ПЦР и секвенирования; навыками работы с микробиологическими культурами и другими объектами биотехнологического производства; навыками анализа и контроля микробиологических культур и других объектов биотехнологического производства навыками работы с лабораторным оборудованием при осуществлении биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа
методической базой для осуществления биохимических, микробиологических, молекулярно- биотехнологических исследований, ДНК-анализа и навыками практического применения биоинформационных технологий навыками постановки эксперимента и анализа полученных данных с помощью биоинформационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в биоорганическую химию.
1.1. Введение в биоорганическую химию. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Сахара.
2.1. Строение, свойства, биологическая роль моно- и олигосахаридов Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.1
2.2. Строение, свойства, биологическая роль гомо- и гетерополисахаридов. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Липиды.
3.1. Строение, свойства, биологическая роль простых липидов. Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Строение, свойства, биологическая роль сложных липидов. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Белки.
4.1. Аминокислотный состав белков. Уровни структурной организации белков. Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Физико-химические свойства белков. Классификация белков. Простые белки. Сложные белки. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.
5.1. Строение, свойства, биологическая роль нуклеотидов.Строение, свойства, биологическая роль нуклеиновых кислот Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Витамины.
6.1. Биологическая роль и классификация витаминов. Водорастворимые витамины. Жирорастворимые витамины. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Ферменты.
7.1. Ферменты – строение: свойства, механизм действия. Регуляция ферментативной активности. Классификация ферментов Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Метаболизм и катаболизм углеводов.
8.1. Расщепление углеводов в пищеварительном тракте. Анаэробный катаболизм углеводов. Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
8.2. Аэробный катаболизм углеводов. Биосинтез углеводов Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Расщепление пищевых и тканевых липидов.
9.1. Катаболизм липидов. Всасывание продуктов расщепления липидов. Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
9.2. Транспорт липидов. Метаболизм глицерола. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Катаболизм и биосинтез жирных кислот
10.1. Катаболизм жирных кислот. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
10.2. Биосинтез жирных кислот и триацилглицеролов. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Механизмы образования и использования АТР в живых системах.
11.1. Представления о механизмах сопряжения окисления и фосфорилирования в дыхательной цепи. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
11.2. Строение АТP-синтазного комплекса. Механизм образования АТP. Окисление цитоплазматического NADH в дыхательной цепи. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Интеграция клеточного метаболизма.
12.1. Регуляция на уровне транскрипции. Аллостерическая регуляция активности ферментов. Ковалентная модификация ферментов. Гормональная регуляция. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
12.2. Посттранскрипционная и посттрансляционная модификация макромолекул. Изменение концентрации метаболитов. Мембранная регуляция Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) Строение, свойства, биологическая роль моно- и олигосахаридов.
2) Строение, свойства, биологическая роль гомо- и гетерополисахаридов.
3) Строение, свойства, биологическая роль простых липидов.
4) Строение, свойства, биологическая роль сложных липидов.
5) Классификация белков. Простые и сложные белки.
6) Аминокислотный состав белков. Уровни структурной организации белков.
7) Строение, свойства, биологическая роль нуклеотидов.
8) Строение, свойства, биологическая роль нуклеиновых кислот.
9) Биологическая роль и классификация витаминов.
10) Ферменты: строение, свойства, механизм действия, классификация ферментов.
11) Расщепление углеводов в пищеварительном тракте.
12) Катаболизм липидов.
13) Катаболизм жирных кислот.
14) Биосинтез холестерола.
15) АТР и АТФ, их биологическая роль.
16) Ферменты, участвующие в биологическом окислении.
17) Дыхательная цепь.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1) Структурная организация белков: первичная, вторичная и третичгая структуры.
2) Структурная организация ферментов.
3) Ферменты в клинической диагностике. Энзимопатии.
4) Спиртовое и молочнокислое брожение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, разработка плана различных типов урока, задания для собеседования, вопросы к экзамену.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков Биоорганическая химия: учеб. для вузов М. : Дрофа, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия: Просвещение, 1987
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Научная библиотека Алтайского государственного университета www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
015Л лаборатория кафедры физико-химической биологии и биотехнологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер HP; МФУ Samsung; вытяжной шкаф; системы очистки воды УВОИ- «М-Ф» - 2 шт.; весы Pioneer (Ohaus); ламинар Lamsystems; камера для горизонтального электрофореза Helicon; источник питания «Эльф-4» (ДНК-Диагностика); гель-документирующая система Viber Lourmat; термостат «Гном» (ДНК-Диагностика); водяная баня WB-4MS (Biosan); электропоратор Eporator (Eppendor); амплификатор TC-Plus (Techne); UV-vis Spectrophotometer UVmini-1240 (Shimadsu); сухожарочный шкаф Binder; автоклав Tuttnauer; сухожарочный шкаф Binder

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Биоорганическая химия" предназначен для студентов первого курса магистратуры биологического факультета для направления "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов.
Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д.
Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале:
– оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя.
– оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки.
– оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.
– оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя.