МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные образовательные технологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Ф-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Шимко Е.А.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные образовательные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.03.02 ФИЗИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №937)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка преподавателя высшей школы, способного ориентироваться в широком спектре современных инновационных педагогических технологий,использующего обширный арсенал образовательных технологий для проведения учебно-
воспитательной работы с обучающимися бакалавриата

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.15.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9: способностью проектировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность, обеспечивая последовательность изложения материала и междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами
ОПК-4: способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать опасность и угрозу, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные технологии обучения и их роль в образовательном процессе
1.1. Классификация образовательных технологий Лекции 7 1 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3
1.2. Образовательные возможности инновационных технологий Лекции 7 1 ОПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.3. Технология интенсификации обучения на основе укрупненных информационных единиц Лекции 7 1 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.4. Средства мультимедиа в обучении Лекции 7 1 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3
1.5. Средства мультимедиа в обучении Практические 7 2 ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.6. Анализ средств мультимедиа в обучении на Образовательного портале АлтГУ Лабораторные 7 6 ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Инновационные образовательные технологии в вузе
2.1. Кейс-технологии при обучении студентов бакалавриата Практические 7 2 ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
2.2. Особенности организации процесса обучения на основе кейс-метода Лекции 7 1 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3
2.3. Конструирование кейса для студентов бакалавриата Лабораторные 7 6 ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
2.4. Игровые технологии обучения Лекции 7 1 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3
2.5. Игровые технологии обучения Практические 7 2 ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
2.6. Использование метода проектов Лекции 7 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
2.7. Использование метода проектов Практические 7 4 ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
2.8. Технология дистанционного обучения Лекции 7 2 ОПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
2.9. Технология дистанционного обучения Практические 7 2 ПК-9 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
2.10. Разработка тестов по физике для студентов бакалавриата на Образовательном портале АлтГУ Лабораторные 7 6 ПК-9 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
2.11. Портфолио как образовательная технология Лекции 7 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
2.12. Подготовка к контрольным работам, работа с научной и учебной литературой Сам. работа 7 66 ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Сущность технологии педагогического проектирования. Этапы педагогического проектирования: моделирование, создание проекта, конструирование.
2.Порядок действий при педагогическом проектировании. Содержание этапов подготовительной работы, разработки проекта и проверки его качества.
3.Учебно-методическая документация как формы педагогического проектирования.
4.Проектирование содержания профессионального образования. Реализация федерального и национально-регионального компонентов содержания образования в учебно-методической документации. Проектирование форм, методов и средств профессионального обучения. Проектирование педагогического взаимодействия.
5.Структура и этапы разработки учебно-методического комплекса.
6.Сущность технологии модульного обучения. Интерактивные технологии обучения. Имитационные и неимитационные интерактивные технологии. Специфика форм и методов в интерактивных технологиях обучения (проблемная лекция, учебная дискуссия, семинар-диспут, мозговой штурм и др.).Технология дидактической игры.
7.Технологии проектного обучения. Понятие о методе проектов и технологии проектного обучения.
8.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)как средство технологизации учебного процесса. Интерактивные обучающие программы. Программы компьютерного тестирования. Режимы оффлайн и он-лайн в использовании ИКТ. Использование мультимедиа технологии на учебном занятии(слайд-шоу,интерактивная доска, аудио и видео файлы).
Возможности использования в учебном процессе стандартных программ из пакетов Windows, Microsoft Office, OpenOffice.org(PowerPoint,Movie Maker,Impress)и др. Использование в учебном процессе интернет-ресурсов.
9.Технологические особенности проектирования и осуществления текущего, тематического и итогового контроля.
10.Технология тестирования учебных достижений. Требования к педагогическим тестам. Формы тестовых заданий. Виды тестов.
11.Инновационные подходы к оценке достижений обучающихся: дифференцированный, индивидуальный, личностно-ориентированный, технологический, диагностический. Оценка достижений в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
12.Типология оценочных шкал. Технология рейтингового оценивания. Портфолио как средство оценивания достиженийобучающихся. Виды и функции потрфолио.
13.Понятие о дистанционном обучении. Модели дистанционного обучения.
14.Структура и средства реализации курса дистанционного обучения. Основные виды программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения.
15.Формы взаимодействия в дистанционном обучении. Учебные видеокурсы. Лекция в режиме онлайн. Интернет-конференция. Электронные тренировочные и контрольные работы. Интерактивные учебно-методические материалы (электронный учебник, электронная энциклопедия, электронная).
16.Обеспечение дистанционного доступа обучающихся к учебным и учебно-методическим материалам. Сайт образовательного учреждения, личный сайт и личная страница преподавателя как средства организации учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности.
17.Индивидуальные консультации. Интернет-телефония, обмен мгновенными сообщениями и электронная почта как средства индивидуальной работы с обучающимися в технологии дистанционного обучения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1.Значение информации в жизни общества.
2.Понятия информации и информационных технологий.
3.Характеристика современного этапа эволюции информационных технологий.
4.Методы решения задач с использованием информационных технологий.
5.Алгоритм и его свойства.
6.Средства решения задач, используемые в информационных технологиях (аппаратныесредства, программные средства).
7.Понятия технологии, образовательной технологии, технологии обучения.
8.Основа образовательных технологий.
9.Современные тенденции в образовательных технологиях.
10.Построение единого информационного пространства в образовании.
11.Информационные технологии и их роль в обеспечении доступного и качественного
образования.
12.Классификация и характеристика средств информационных технологий обучения.
13.Возможности информационных технологий по развитию творческого мышления.
14.Психологические аспекты информатизации образовательной системы.
15.Общая характеристика мультимедиа-технологий.
16.Отличительные признаки мультимедиа-технологий.
17.Использование средств мультимедиа в создании компьютерных обучающих систем
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение (ФОС)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лаврентьев, Г.В., Н.Б. Лаврентьева, Т.С. Федорова Технология учебного проектирования в процессе развития творческих умений студентов: монография АлтГУ, 2006
Л1.2 Петухова Е.А. Педагогика высшей школы: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/170
Л1.3 Семендяева О.В. Аудиовизуальные технологии обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие КГУ, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232473
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. В. Кравченко, Н. В. Волженина Работа в системе MOODLE: руководство пользователя [Электронный ресурс]: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/855
Л2.2 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. В 2 ч. – Ч.2 АлтГУ, 2009
Л2.3 Лаврентьев Г.В. Кравченко Г.В. Разработка и реализация электронного учебно-методического комплекса в математическом образовании: гуманитарный аспект: монография АлтГУ, 2009
Л2.4 Марченко А.Л. Актуальные вопросы разработки и использования электронных изданий и ресурсов в обучении электротехнике и электронике в вузе [Электронный ресурс]: монография ДМК Пресс, 2010 https://e.lanbook.com/book/1183
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/k/KAV47/education/Tab2/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1_%D0%BC%D0%B5%D1%82_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87_11.pdf
Э2 Классификация образовательных технологий http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
Э3 Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/k/KAV47/education/Tab2/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%82.pdf
Э4 Энциклопедия образовательных технологий http://www.stavcvr.ru/metod-kopilka/%D0%93.%20%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%BE_%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9%20(1%20%D1%82%D0%BE%D0%BC).pdf
Э5 Современные технологии обучения физике http://pandia.ru/text/78/390/28477-3.php
Э6 Использование мультимедийных технологий в вузе http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11118
Э7 Использование кейс-технологии в образовательном процессе http://www.informio.ru/publications/id2188/Ispolzovanie-keis-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
OriginLab Origin Pro 8.0 (OriginLab), 2008-2012 г. - бесплатный софт
MatLAB 7 (MathWorks), 2010-2012 г. - бесплатный софт
MathCAD 14/15 (Parametric Technology Corporation), 2007-2012 гг. - бесплатный софт
Mathematica (Wolfram Research, Inc www.wolfram.com.)- бесплатный софт
Google SketchUp - бесплатный софт
3DCrafter - бесплатный софт
Art of Illusion - бесплатный софт
Creo Elements / Direct - ранее CoCreate - бесплатный софт
DrawPlus Starter Edition - бесплатный софт
FreeCAD - бесплатный софт
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека
www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека
www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека
www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека
www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
www.intuit.ru/ Образовательный сайт
www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Открытая физика (часть I) http://physics.ru/courses/op25part1/content/content.html#.V80iwVuLTcs
Открытая физика (часть II) http://physics.ru/courses/op25part2/content/content.html#.V80jOVuLTcs

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
214К лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. приложение (ФОС)