МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Материаловедение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. тех. наук, Доцент, В.Н. Маликов

Рецензент(ы):
канд. физ-.мат. наук, Доцент, Д.Д. Рудер

Рабочая программа дисциплины
Материаловедение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государсвтенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, проф. В.А. Плотников

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, проф. В.А. Плотников

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели: формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков по рациональному выбору материалов для конкретного применения

Задачи: ознакомление студентов с основами технологии металлографии;
ознакомление студентов с основами технологии термообработки металлов;
ознакомление с пользовательскими приложениями для измерения физико-механических характеристик.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о взаимосвязи между составом, строением и свойствами материалов, строение и физические свойства материалов, о классификации материалов по назначению и физико-химической природе, механические свойства материалов
3.2.Уметь:
3.2.1.определять типы атомных связей, строить кривые Таммана, интерпретировать результаты испытаний материалов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями об основах пластичности и прочности металлов, представлениями об основах теории сплавов; виды сплавов, представлениями о выборе рациональных технологических процессов изготовления деталей и сборки изделий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в материаловедение
1.1. Предмет и задачи материаловедения Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Подробное рассмотрение задач материаловедения Сам. работа 4 7 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. история создания некоторых видов широко распространенных материалов Практические 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Строение материалов
2.1. 2 Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Макроструктура, микроструктура Практические 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Получение и классификация металлических материалов Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Основы теории сплавов Практические 4 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Внутреннее строение вещества Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Свойства материалов
3.1. Твердые растворы, механичес¬кие смеси, химические соединения Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Диаграммы состояний двойных систем Практические 4 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Классификация и маркировка сталей и чугунов Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Диаграмма состояний железо-цементит Практические 4 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Основы термической обработки Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Пластические массы, резины Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Характеристика материалов
4.1. Характеристика материалов по происхождению Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Пластические массы, резины Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовые работы по дисциплине «Материаловедение» не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение (ФОС)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.П. Земсков, Ю.С. Ткаченко, Л.Б. Лихачева, Б.М. Квашнин. Материаловедение: учебное пособие Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141977
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уильям Д. Каллистер, мл., Дэвид Дж. Ретвич Материаловедение: от технологии к применению (металлы, керамика, полимеры): учебник СПб. : Научные основы и технологии, 2011
Л2.2 Золоторевский Н.Ю., Рыбин В.В. Материаловедение. Фрагментация и текстурообразование при деформации металлических материалов [Электронный ресурс]: Учебное пособие для вузов М. : Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/38965EE0-524E-4623-9CD8-7DB161504DB3
Л2.3 Е.А. Астафьева, Ф.М. Носков, В.И. Аникина и др. Основы материаловедения [Электронный ресурс]: учебное пособие Красноярск : СФУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364047
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-портал "Университетская библиотека онлайн" http://biblioclub.ru
Э2 ЭБС "Лань http://e.lanbook.com
Э3 ЭБС "Юрайт" http://www.biblio-online.ru
Э4 Материаловедение https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5985
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека
www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека
www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека
www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека
www.e.lanbook.com
www.elibrary.ru
www.intuit.ru/ Образовательный сайт
www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Материаловедение»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Материаловедение» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Математическая статистика» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Материаловедение» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Материаловедение» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Материаловедение».
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Материаловедение», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.