Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 03.04.02. Физика |
Профиль | Физические методы и информационные технологии в медицине |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 03_04_02_Мед-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.
1.1. | Целью курса "Медицинская электроника" является обучение студентов основам знаний, необходимых для грамотного использования современной электронной измерительной и медицинской аппаратуры, предназначенной для научных исследований и использования в практическом здравоохранении. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-5 | способностью использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области компьютерных технологий для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами направленности |
ПК-1 | способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области физики и решать их с помощью современной аппаратуры и информационных технологий с использованием новейшего российского и зарубежного опыта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об основных тенденциях развития цифровой техники; Об основных функциональных узлах вычислительных машин; О современных методах проектирования средств вычислительной техники. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | эксплуатировать и обслуживать существующую лечебную медицинскую аппаратуру; разрабатывать новые физиотерапевтичекие приборы и аппараты. Использовать терминологию, систему параметров и характеристики современных ИС, классификацию и назначение элементов и узлов вычислительных машин, физические основы, принципы функционирования элементов ВМ комбинационного и последовательностного типа, принцип действия, методы синтеза и анализа функциональных узлов вычислительных машин, тенденции развития схемотехники вычислительных машин. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Проектирования узлов и устройств вычислительных машин с требуемыми параметрами; Выполнения анализа параметров узлов и устройств вычислительных машин; Обосновывания выбора элементной базы согласно техническому заданию; Работы с технической литературой, справочниками, тех. документацией, ГОСТами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Классификация медицинской аппаратуры. | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Электростимуляция | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Магнитотерапевтические аппараты | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Аппаратура для терапии постоянным электрическим полем и аэроионами | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Электротерапевтические высокочастотные аппараты. | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Ультразвуковые аппараты | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Конструирование и расчет печатных плат. | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Изучение механизмов переноса лекарственных веществ в биоткани человека методом электрофореза | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Аппаратура для лечения постоянным током | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Примеры построения устройств формирования, обработки и передачи биомедицинской информации на основе микропроцессорных устройств и микроконтроллеров. | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Основные направления развития БТС, отражающие тенденции и проблемы совершенствования медико- биологических и экологических исследований. | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Биотехнические инфраструктуры. Жизненный цикл и старение технических систем. Механотерапии. Биофизические нанотехнологии. Молекулярное узнавание. | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Расчет мостовой схемы выходного каскада электромиостимулятора со стимуляцией током | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Расчет задающего генератора аппарата дарсонвализации | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Расчет генератора управляемого напряжением (ГУН) схемы фазовой автоподстройки частоты (ФАПЧ | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Ориентировочный расчет надежности электронной лечебной аппаратуры. | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Уточненный расчет надежности электронной лечебной аппаратуры. | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.18. | Конструирование и расчет печатных плат. | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.19. | Ориентировочный расчет показателей безотказности выходного каскада, работающего в составе электромиостимулятора | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.20. | Ориентировочный расчет показателей безотказности выходного каскада, работающего в составе электромиостимулятора | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.21. | Расчет генератора на основе таймера 555 | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.22. | Проблемы обеспечения надежной работы технических средств в условиях медико-биологической организации | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.23. | Поверка приборов и комплексов различного назначения | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.24. | Диагностическая аппаратура. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.25. | Физиотерапевтические приборы. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.26. | Терапевтическая аппаратура по областям медицины. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.27. | Хирургическая электронная аппаратура. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.28. | Стерилизационное оборудование. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.29. | Основные классы медицинской аппаратуры | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.30. | Основные узлы медицинской аппаратуры | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.31. | Основные узлы медицинской аппаратуры на примере электрокардиографа | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.32. | Общие характеристики сигналов | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.33. | Пассивные и активные элементы | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.34. | Электронные усилители электрических сигналов | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.35. | Аналоговая фильтрация | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.36. | Генераторы | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.37. | Цифровые сигналы | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.38. | Элементы цифровой логики | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.39. | Помехи в цифровой технике | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.40. | Цифровые логические устройства | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.41. | Запоминающие устройства | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.42. | Программируемые логические интегральные схемы | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.43. | Цифро-аналоговые преобразователи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.44. | Аналого-цифровые преобразователи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.45. | Принципы действия измерительных преобразователей | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.46. | Электростатические преобразователи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.47. | Электромагнитные преобразователи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.48. | Ионизационные преобразователи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.49. | Фотоэлектрические преобразователи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.50. | Резистивные преобразователи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.51. | Электромеханические преобразователи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.52. | Термоэлектрические преобразователи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.53. | Мост Уитстона | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.54. | Пример использования преобразователя | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.55. | Электробезопасность в медицинской технике. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.56. | Структурная схема ЦАП | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.57. | Параметры ЦАП, АЦП | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приводятся в приложении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 03.03.02 ФИЗИКА и РУП не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приводится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Визильтер Ю.В., Желтков С.Ю., Князь В.А., Ходарев А.Н. | Обработка и анализ цифровых изображений с примерами на LabVIEW [Электронный ресурс]: Пособие | Лань, 2009 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Т.А. Андросова, Е.Е. Юндина | Медицинская электроника [Электронный ресурс]: учебное пособие | Ставрополь : СКФУ, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459093 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.П. Омельченко, А.А. Демидова | Медицинская информатика [Электронный ресурс]: учебник | М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Т.В. Зарубина, Б.А. Кобринский | Медицинская информатика [Электронный ресурс]: учебник | М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медицинская электроника, автор Утемесов Р.М. | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office MSOffice, MSWord, MSExcel, MSPowerPoint, MSAccess Adobe Photoshop, MS Paint WinRAR, WinZIP Far Manager, Total Commander Internet Explorer, Opera, Mozilla Microsoft Windows AcrobatReader 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2263 - on-line курс в LMS Moodle АлтГУ www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. http://www.biblioclub.ru/ интернет-портал «Университетская библиотека онлайн» www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.intuit.ru/ Образовательный сайт |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
214К | лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Основной целью при изучении дисциплины является стремление показать области применения и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов молекулярной физике для широкого спектра задач в различных областях. Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Физические методы и информационные технологии в медицине» необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям; - усвоить содержание ключевых понятий; - плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины «Физические методы и информационные технологии в медицине» рекомендуется: - систематически выполнять подготовку к практическим занятиям и лабораторным работам по предложенным преподавателем тема и методическим указаниям ; - своевременно выполнять практические задания, лабораторные работы. - своевременно и систематически защищать результаты своих экспериментальных исследований. В течение семестра студенты выполняют: - домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на практических занятиях или перед выполнением лабораторных работ (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли); - промежуточные задания, во время практических или лабораторных работ (в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории или методике проведения экспериментальных заданий; - построение "дерева решений" для проведения наиболее эфффективного анализа методики эксперимента, непосредственного выполнения экспериментальных исследований в ходе лабораторных работ; - обсуждают задания практических и лабораторных работ методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других. |