МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обеспечение виртуальной образовательной среды
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Ф-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Шимко Е.А.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Обеспечение виртуальной образовательной среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.03.02 ФИЗИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №937)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование знаний о сущности, условиях, принципах, механизмах и технологиях создания виртуальной образовательной среды;
- формирование умений осуществлять диагностику обучающихся на основевиртуальной образовательной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.15.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9: способностью проектировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность, обеспечивая последовательность изложения материала и междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами
ОПК-6: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы организации учебного процесса в высшем учебном заведении;
технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и укрупненных информационных единиц;
области применения базовых функциональных элементов системы MOODLE;
основные принципы работы с ресурсами в виртуальной образовательной среде;
условия, механизмы, принципы создания виртуальной образовательной среды на основе MOODLE
сущность процесса обеспечения информационной безопасности.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернета для решения задач профессиональной деятельности;
использовать информационную поисковую систему для создания ресурсов виртуальной образовательной среды;
осуществлять отбор педагогических технологий и эффективно реализовать в практике виртуальной образовательной среды;
проводить анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области разработки ресурсов виртуальной образовательной среды;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбору путей её достижения;
навыками коммуникации в виртуальной образовательной среде
использования компьютеров и информационных технологий с учетом требований информационной безопасности;
научного поиска и конструирования новых элементов виртуальной образовательной среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методическое обеспечение внедрения и использования виртуального образовательного пространства в коммуникативной стратегии современного вуза
1.1. Возможности виртуального образовательного пространства в деятельности современного вуза Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л1.6
1.2. Интерактивные методы обучения Лекции 2 1 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
1.3. Преимущества виртуальной образовательной среды, обеспечиваемой системой дистанционного обучения MOODLE Лекции 2 1 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
1.4. Модель виртуальной образовательной среды Лабораторные 2 4 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
1.5. Методика проектирования виртуального образовательного пространства Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
Раздел 2. Ресурсы MOODLE для дистанционного курса
2.1. Форматы курсов MOODLE, предназначенные для эффективного управления обучением Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
2.2. Знаковое моделирование Лабораторные 2 4 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
2.3. Элементы для дистанционного курса (Лекция) Лабораторные 2 4 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
2.4. Элементы для дистанционного курса (Тест) Лабораторные 2 4 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
2.5. Элементы для дистанционного курса (Анкета, Глоссарий, Wiki и др.) Лабораторные 2 4 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
Раздел 3. Образовательный портал для студентов в структуре виртуального образовательного пространства современного вуза: содержание и особенности
3.1. Технология использования виртуального образовательного пространства в образовательном процессе вуза Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.2. Условия, механизмы, принципы создания виртуальной образовательной среды на основе MOODLE Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-9 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.3. Сопровождение образовательного процесса, рейтинг студента, архив результатов учебной деятельности Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.4. Создание банка тестовых заданий для студентов в системе MOODLE Лабораторные 2 4 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.5. Способы информирования и коммуникационного взаимодействия с абитуриентами на основе виртуальной образовательной среды Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.6. Создание профориентационного видеоролика для абитуриентов в системе MOODLE Лабораторные 2 8 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.7. Создание банка тестовых заданий для абитуриентов в системе MOODLE Лабораторные 2 4 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.8. Обеспечение инклюзивного образования на основе MOODLE Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.9. Подготовка ресурсов дистанционного курса, подготовка к ответам на контрольные вопросы к зачету Сам. работа 2 54 ОПК-6, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение (ФОС)
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 03.03.02 ФИЗИКА и РУП не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение (ФОС)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л1.2 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [учеб. пособие] М.: Академия, 2011
Л1.3 Комзолов С.В. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности: учебное пособие Томск: Издательство ТУСУР, 2012
Л1.4 Кручинин В.В. Компьютерные технологии в научных исследованиях: учебное пособие Томск: Издательство ТУСУР, 2012. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208586
Л1.5 Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие М.: "Дашков и К", 2013 http://znanium.com/go.php?id=430429
Л1.6 Шимко Е.А. Обеспечение виртуальной образовательной среды [Электронный ресурс]: , 2019 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2922
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: монография М.: "ФЛИНТА" , 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виртуальная образовательная среда http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/484/77484/58571?p_page=1
Э2 Обеспечение виртуальной образовательной среды, автор Шимко Е.А. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2922
6.3. Перечень программного обеспечения
Программа Microsoft Office
Программа OpenOffice.org
Операционная система семейства Windows
Интернет браузер
Программа для просмотра электронных документов формата pdf, djvu
Редакторы TeX
Интерактивная доска
Мультимедийное, проекционное оборудование
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека
www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека
www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека
www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека
www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
www.intuit.ru/ Образовательный сайт
www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Технологии дистанционного обучения позволяют на новом уровне организовать самостоятельную работу студентов: изучение лекций, получение и выполнение заданий, отправка преподавателю контрольных
и курсовых работ, тестирование, общение по электронной почте, на форумах и многое другое.
Коммуникативные возможности системы Moodle позволяют студентам своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения,
задать вопрос, получить необходимую консультацию. Это можно сделать несколькими способами:
написать в форум курса;
воспользоваться функцией «Обмен сообщениями»;
отправить письмо по электронной почте.
Студенты могут поддерживать постоянные контакты не только с преподавателем, но и с другими участниками курса.