МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оптика и лазерная физика в медицине
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Ф-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 34 34 34 34
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Андрухова Татьяна Витальевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Оптика и лазерная физика в медицине

разработана в соответствии с ФГОС:
высшего образования по направлению 03.03.02 «Физика», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от «07» августа 2014 г., № 937

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., проф. Плотников Владимир Александрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., проф. Плотников Владимир Александрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.углубление базовой подготовки студентов физико-технического факультета с учетом специальных требований к их профессиональной подготовке;
овладение фундаментальными знаниями по лазерной медицине: целостное представление о науке и ее роли в практической медицин;
овладение общими вопросами теории: ознакомление с теоретическими основами медицинских лазерных аппаратов и лазерных методов исследования в медицине; изложение основных принципов механизма воздействия лазерного излучения на биоткани.
овладение методикой эксперимента в лазерной медицине, обработки и анализа полученных результатов и привитие навыков работы с различными лазерными излучателями и сложной измерительной аппаратурой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью проводить научные исследования в избранной области экспериментальных и (или) теоретических физических исследований с помощью современной приборной базы (в том числе сложного физического оборудования) и информационных технологий с учетом отечественного и зарубежного опыта
ПК-1: способностью использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.технические основы медицинских лазеров. Системы доставки излучения. Оптические наконечники.Свойства биологических тканей. Фотохимические воздействия, механические и тепловые воздействия лазерного излучения на
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно использовать полученные знания для решения поставленных задач, возникающих в процессе обучения, а также в будущей профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с лазерами и проведения исследований по медицинским аспектам с их помощью

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физика лазера
1.1. Основы теории оптических квантовых генераторов. Динамика процессов работы лазеров Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
1.2. Гигиенические аспекты, возникающие при работе с лазерным излучением Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
1.3. Оптические резонаторы. Формирование поля излучения в резонаторе лазера. Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
1.4. Режимы генерации лазеров. Типы лазеров Лекции 6 1 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
1.5. Лазерная медицинская аппаратура. Системы доставки излучения. Оконечные устройства. Лекции 6 1 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
1.6. Пространственная и временная когерентность излучения газоразрядного ОКГ на смеси углерода и кислорода Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
1.7. Пространственная и временная когерентность излучения диодного лазера Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
1.8. Оптоволоконная доставка излучения. Потери в оптоволокне. Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
1.9. Определения интенсивности лазерного излучения СО2-лазера с помощью ИМО-2А и определение распределения интенсивности лазерного пучка СО2-лазера. Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
1.10. Лазерная медицинская аппаратура. Технические основы медицинских лазеров. Сам. работа 6 20 ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.10
Раздел 2. Оптика биологических тканей
2.1. Оптические свойства биологических тканей с многократным рассеянием Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.8, Л2.9
2.2. Распространение поляризованного света в биологических тканей. Дискретные модели биологической ткани Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.8, Л2.9
2.3. Оптотермическое, оптоакустическое и акустооптическое взаимодействие света с биотканями. Флуоресценция и неупругое рассеяние света Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.8, Л2.9
2.4. Фантомы биологических тканей. Методы и алгоритмы для измерения оптических параметров биологических тканей. Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.8, Л2.9
2.5. Эффекты когерентности света при взаимодействии лазерного излучения с биотканями и потоками клеток. Управление оптическими свойствами биологических тканей. Методы рассеяния света и медицинская диагностика Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.8, Л2.9
2.6. Определение среднего размера эритроцитов крови оптическим методом Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7
2.7. Динамика температуры слоя крови в поле излучения диодного лазера Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7
2.8. Изучение процесса ослабления низкоинтенсивного лазерного излучения при прохождении слоя крови Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7
2.9. Воздействие мощного лазерного излучения на биоткань Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7
2.10. Метод клиновидной дегидратации. Исследование изменений в сухой капле при воздействии низкоинтенсивного лазерного излучения на биологические жидкости человеческого организма Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л1.5, Л1.6, Л1.7
2.11. Механизмы воздействия лазерного излучения на биоткани Сам. работа 6 21 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7
Раздел 3. Механизм воздействия лазерного излучения на биоткань
3.1. Фотохимические воздействия Лекции 6 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7
3.2. Тепловые воздействия лазерного излучения Лекции 6 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.9
3.3. Механическое воздействие Лекции 6 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7
3.4. Нелинейные процессы Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л2.9
3.5. Применение лазеров в различных областях медицины Лекции 6 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7
3.6. Лазерные методы исследования в медицине Сам. работа 6 20 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.5, Л1.6, Л1.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретическая часть:
Как устроены резонаторы электромагнитных колебаний световых волн
Перечислите основные отличительные характеристики излучателя лазера
Опишите какой-либо метод модуляции интенсивности лазерного луча
В чем состоят основные методы возбуждения лазеров?
В чем состоит главное отличие лазеров на органических красителях от других лазе-ров?
Каким образом осуществляется инжекция электронов в зону проводимости в полу-проводниковых лазерах?
Как модулируется добротность в лазерах? Для чего модуляция добротности исполь-зуется?
В чем преимущества четырехуровневого лазера перед трехуровневым? За счет чего улучшаются пороговые условия?
Какова роль спонтанного излучения в ослаблении интенсивности проходящего через среду света? Опишите молекулярную картину процессов, приводящих к ослаблению света
При очень больших интенсивностях проходящего через поглощающую среду света наступает увеличение прозрачности среды. Опишите физику процессов, приво-дящих к этому явлению.
Лучи в оптических волокнах.
Моды оптических волноводов.
Призменный элемент ввода света в волновод.
Решеточный элемент ввода света в волновод.
Моды круглого волновода.
Число мод в волноводе.
Градиентное волокно.
Параболический профиль.
Локальная числовая апертура волокна
Моды утечки.
Ввод излучения с ограничением.
Потери на изгибах и связь мод.
Многомодовое волокно.
Одномодовое волокно.
Условия ввода излучения в волокно.
Затухание света вдоль волновода. Измерение затухания.
Межмодовая дисперсия.
Материальная дисперсия.
Волноводная дисперсия.
Измерение диаметра сердцевины волокна.
Импульсная оптическая рефлектометрия.
Числовая апертура многомодового волокна.
Диаметр поля моды.
Распространение оптического сигнала по световоду.
Волоконно-оптические кабели.
Способы изготовления световодов.
Разновидности кварцевых волокон.

Практическая часть: включает конкретные ситуации (задачи) для решения которых необходимо знание всех разделов курса. Например: Наблюдая под микроскопом движение эритроцитов в капилляре можно измерить скорость течения крови (v = 0,5 мм/с). Средняя скорость тока крови в аорте составляет vа = 40 см/с. На основании этих данных определите, во сколько раз сумма поперечных сечений всех функционирующих капилляров больше сечения аорты.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Лазеры и лазерные установки, используемые в медицине.
Лазеры в косметологии.
Применение лазеров в офтальмологии.
Применение лазеров в отоларингологии.
Применение лазеров в гастроэнтерологии.
Применение лазеров в ангиологии
Пластическая хирургия и дерматология.
Эндоскопическая лазерная терапия.
Применение лазеров в гинекологии
Применение лазеров в клинической хирургии
Оптоволокно. Применение оптоволокна в лазерной медицине
Терапевтическое действие низкоинтенсивного лазерного излучения
Лазеры в стоматологии
Лазеры в лечении ран
Лазерная и магнитная терапия
5.3. Фонд оценочных средств
- контрольно-оценочные материалы (КОМ), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций, оформленные в виде модулей с заданиями для оценки освоения дисциплины "Оптика и лазерная физика в медицине". Каждый оценочный материал (модуль) обеспечивает проверку освоения конкретных разделов дисциплины, формируемых этим разделом компетенций и (или) их элементов: знаний, умений.
- задания в тестовой форме, для проведения промежуточной аттестации оформляются с учетом следующих
требований:
1. текстовый редактор MS Word, формат файла – doc;
2. текст файла с набором заданий по теме не имеет специальной разметки, в которой различаются: текст
задания, верный ответ;
3. в комплекте тестовых заданий использованы все формы тестовых заданий, а именно: выбор одного варианта
ответа из предложенного множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества,
задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности, задание на
заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания), графическая форма тестового задания;
4. на каждый проверяемый учебный элемент по теме дисциплины имеется более одного тестового задания.
- комплект оценочных материалов (типовых заданий, нестандартных заданий, наборы проблемных ситуаций,
соответствующих дисциплина "Оптика и лазерная физика в медицине", сценарии деловых игр, практические задания и т.п.),
структурированный в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тучин В. В. Лазеры и волоконная оптика в биомедицинских исследованиях [Электронный ресурс]: учебник (научная литература) Москва : Физматлит, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75958
Л1.2 В.Н. Давыдов Физические основы оптоэлектроники [Электронный ресурс]: учебное пособие Томск : ТУСУР, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480763
Л1.3 В.В. Тучин ; пер. с англ. В.Л. Дербова ; под ред. В.В. Тучина. Оптика биологических тканей (методы рассеяния света в медицинской диагностике) [Электронный ресурс]: учебник (научная литература) М.: Физматлит, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457703
Л1.4 И.Г. Иванов Основы квантовой электроники [Электронный ресурс]: учебное пособие Ростов : Издательство Южного федерального университета, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241055
Л1.5 В.А. Алешкевич Курс общей физики. Оптика [Электронный ресурс]: учебник Москва : Физматлит, 2011 https://e.lanbook.com/book/2098
Л1.6 Г.С. Ландсберг Оптика [Электронный ресурс]: учебное пособие Москва : Физматлит, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82969
Л1.7 И.А. Щапова. Основы оптоэлектроники и лазерной техники [Электронный ресурс]: учебное пособие Москва : Издательство «Флинта», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=103827&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шестерня Н. А., Иванников С. В., Тарасов Д. А. Плазменная коагуляция в травматологии и ортопедии [Электронный ресурс]: Научные монографии М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93841
Л2.2 В.В. Тучин Лазеры и волоконная оптика в биомедицинских исследованиях [Электронный ресурс]: Электрон. дан. Москва : Физматлит, 2010 https://e.lanbook.com/book/2350#authors
Л2.3 В.В.Тучин Оптическая биомедицинская диагностика, Том 1 [Электронный ресурс]: учеб. пособие Москва : Физматлит, 2006 https://e.lanbook.com/book/2387#book_name
Л2.4 Н.В. Карлов. Лекции по квантовой электронике [Электронный ресурс]: учебник Москва : Наука, 1988 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=45404
Л2.5 В.В. Тучин Оптическая биомедицинская диагностика, Том 2 [Электронный ресурс] : учеб. пособие Москва : Физматлит, 2007 https://e.lanbook.com/book/2388#book_name
Л2.6 В.Я. Панченко, Ф.В. Лебедев Современные лазерно-информационные технологии [Электронный ресурс]: научная монография Москва : Издательство Интерконтакт Наука, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=468792; http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_1936514
Л2.7 под ред. В.Н. Баграташвили, Э.Н. Соболь, А.Б. Шехтер Лазерная инженерия хрящей [Электронный ресурс]: научная литература Москва : Физматлит, 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=67700
Л2.8 Е.Ф. Ищенко, А.Л. Соколов. Поляризационная оптика [Электронный ресурс]: учебное пособие Москва : Физматлит, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=457438&sr=1
Л2.9 В.П. Вейко, М.Н. Либенсон, Г.Г. Червяков, Е.Б. Яковлев Взаимодействие лазерного излучения с веществом [Электронный ресурс]: учебники и учебные пособия для вузов Москва : Физматлит, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=68145&sr=1
Л2.10 П.Г. Крюков Фемтосекундные импульсы. Введение в новую область лазерной физики [Электронный ресурс]: Электрон. дан. Москва : Физматлит, 2008, 2008 https://e.lanbook.com/book/2218
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Букатый В.И., Соломатин К.В. Лазерная техника: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кафедра общей физики Новосибирского государственного университета: учебно-методические материалы и лабораторные практикумы http://phys.nsu.ru/ok01/
Э2 Федеральный центр информационных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee
Э3 Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru
Э4 Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru
Э5 Бесплатная служба, обеспечивающая доступ к лучшим ресурсам Интернет в области науки и образования http://www.intute.ac.uk/
Э6 Открытый архив препринтов по физике, математике, компьютерным наукам, биологии http://arxiv.org
Э7 Оптика и лазерная физика в медицине https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1989
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Excel (Microsoft), 2007 г.
OriginLab Origin Pro 8.0 (OriginLab), 2008 г.
MatLAB 7 (MathWorks), 2010 г.
MathCAD 14/15 (Parametric Technology Corporation), 2007/2009 гг.
Mathematica 4.0 (Wolfram Research, Inc www.wolfram.com.), 2009 г.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная сеть http://nature.web.ru/
ЭБС http://biblioclub.ru/;
Электронно-библиотечная система Лань https://e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214К лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса
303К лаборатория молекулярной физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; вольтметр ВКГ-16; вольтметр М1202 Э-500; источник питания 1202 (стабилизатор); Лабор. изучения распределения термоэлектронов по скоростям; монитор 17" Samsung 763 MB; монитор 17" Samsung 763MB; принтер Epson Stylus Photo R200; системный блок Celeron 1700/128DDR/i845GV/40/CD-RW/S; термостат УН-16; термостат УН-16; акустические системы; акустические системы; вакуумметр ВИМ 2А; вольтметр В7-18; гараж лод.; датчик колебаний КВ-11; датчик колебаний КД-45; интерферометр Фабри - Перо; кодоскоп Графопроектор Пеленг-2400; Лаб. определение вязкости методом Стокса; Лаб. определение длины своб.пробега молек; лазерная указка; лампа настольная; микромонометр с пневмотрубкой; микротермометр ЛТА-4; милливольтметр М1109; милливольтметр М2020; Н-р по наблюдению интерфер.и дифракции; набор по электризации; нановольтметр Ф118; объектив МС МКТО - II Са; осциллограф CI-64; осциллограф CI-74; осциллограф Е211; осциллограф Е211; осциллограф С1-67; очки для газосварщика Ультравижин панорамные 9301; пирометр "Промень"; прибор "Демонстр.закона сохранения импул; решетка дифракционная; решетка дифракционная с оправой; сейф; стенд вакуумный; телефон; усилитель VL-103; усилитель УИП-2; усилитель УПИ - 1; установка "Мертвая петля"; штатив 5; эл.дрель; учебные наглядные пособия:"Физически практикум по молекулярной физике"; "Лазерная медицина";"Оптика и лазерная физика в медицине: Технические основы медицинских лазеров".
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью изучения дисциплины является стремление показать области применения получаемых знаний и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов оптики и лазерной физики для широкого спектра задач в различных областях.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Оптика и лазерная физика в медицине» необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины «Оптика и лазерная физика в медицине» рекомендуется:
- систематически выполнять подготовку к занятиям по предложенным преподавателем тема и методическим указаниям;
- своевременно выполнять лабораторные работы;
- своевременно и систематически защищать результаты своих экспериментальных исследований.
В течение семестра студенты выполняют:
- домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)перед выполнением лабораторных работ (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли);
- промежуточные задания, во время лабораторных работ (в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории или методике проведения экспериментальных заданий;
- построение "дерева решений" для проведения наиболее эффективного анализа методики эксперимента, непосредственного выполнения экспериментальных исследований в ходе лабораторных работ;
- обсуждают полученные результаты лабораторных работ методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других.