МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Ф-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н, доцент, Андрухова Татьяна Витальевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
высшего образования по направлению подготовки 03.03.02 Физика (уровень подготовки бакалавриат), утвержден приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 937

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Владимир Александрович Плотников

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Владимир Александрович Плотников

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Глубокое изучение этических понятий и категорий, лежащих в основе будущей профессиональной деятельности;
Уяснение нравственных ценностей и особенностей их проявления в деятельности различных структур;
Обучение элементам межличностного, повседневного общения;
Формирование устойчивых умений и первоначальных навыков соблюдения требований этикета в конкретных жизненных ситуациях;
Усвоение принципов и норм общечеловеческой морали, их адаптированных проявлений в сфере профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-9: способностью получить организационно-управленческие навыки при работе в научных группах и других малых коллективах исполнителей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ценностные основы профессиональной деятельности в сфере науки, образования, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;
основные категории и принципы профессиональной этики;
категории этики;
культуру диалога и спора в профессиональной деятельности;
специфику ведения деловых бесед, встреч, переговоров;
способы профессионального самопознания и саморазвития.
3.2.Уметь:
3.2.1.осознать социальную значимость своей будущей профессии, на основе этических требований определить отношение и стратегию поведения по отношению к своему профессиональному долгу и субъектам общения;
разбираться в современных проблемах профессиональной этики;
применять на практике теоретические и прикладные знания в области профессиональной этики, делового и повседневного этикета;
использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации;
общаться, вступать в сотрудничество: вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, быть готовыми к толерантному восприятию социальных и культурных различий;
работать в коллективе, конструктивно строить отношения с коллегами, социальными партнерами;
анализировать специфику, сходство и необходимость сочетания в практике работы этических и административно-правовых норм;
нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
руководствоваться принципами толерантности, диалога и сотрудничества в поведении;
обращаться к проблемам профессионального самосознания,самовоспитания, самоконтроля;
выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в профессиональной деятельности и владеть навыками их разрешения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками этико-аксиологического анализа процессов, ситуаций,отношений, поступков и т.п.;
техникой общения и взаимодействия, различными способами организации коммуникативной деятельности в профессиональной сфере;
способами проектирования и построения позитивного профессионального имиджа;
правилами этикетного поведения;
технологиями предотвращения и прекращения конфликтов;
навыками публичного выступления в профессиональной деятельности, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
навыками ценностно-этической самооценки, самоконтроля,самосовершенствования, способностью вырабатывать систему личностных норм-ориентиров собственнойпрофессиональной деятельности и следовать ей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические проблемы профессиональной этики
1.1. Профессиональная этика как наука и учебная дисциплина. Этические учения в истории человечества.Возникновение и развитие морали. Сам. работа 4 20 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
1.2. Профессиональная этика как наука и учебная дисциплина. Этические учения в истории человечества.Возникновение и развитие морали. Лекции 4 6 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
Раздел 2. Профессиональная этика:сущность, основные категории, генезис и классификация видов.
2.1. Основные категории этики Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
2.2. Понятие, виды и кодексы профессиональной этики. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
2.3. Профессиональная этика:сущность, основные категории, генезис и классификация видов. Сам. работа 4 22 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
Раздел 3. Нравственные качества и нравсивенные начала профессиональной этики
3.1. Понятие о корпоративной культуре, социальной ответственности организации и нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
3.2. Нравственные отношения в служебном коллективе. Нравственные качества и начала осуществления научной деятельности, педагогической деятельности, производственной деятельности и т.д. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
3.3. Служебный этикет.Этикет и имидж в профессиональной культуре личности Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
3.4. Духовно – нравственная культура сотрудника и ее формирование. Личностно-профессиональные качества: теоретический и практический аспекты. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
3.5. Этика делового общения. Общение и культура взаимодействия субъектов научного, производственного, педагогического процессов Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
3.6. Этические конфликты и их разрешение. Конфликтологическая компетентность ученого, педагога и т.д. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5
3.7. Нравственные качества и нравственные начала пофессиональной этики Сам. работа 4 30 ОК-6, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Н. Росенко, А.В. Бабаева, М.В. Чигирь и др. ; отв. ред. М.Н. Росенко. Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений Санкт-Петербург : Издательский дом «Петрополис», 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253940
Л1.2 Т.В. Медянская, А.И. Богданов Инженерная этика: лекции, кейсы, тесты [Электронный ресурс]: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439215
Л1.3 А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278933
Л1.4 Алексина, Т. А. Деловая этика [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата - Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/503A4759-1FC2-444C-B94D-D2327300B092
Л1.5 Чернышова Л.И. Этика, культура и этикет делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического бакалавриата - Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/etika-kultura-i-etiket-delovogo-obscheniya-413908#page/1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. Ю.В. Бажданова Этика и психология деловых отношений [Электронный ресурс]: хрестоматия Москва : Евразийский открытый институт, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90896
Л2.2 В.Е. Зарайченко Этикет государственного служащего [Электронный ресурс]: учебное пособие Ростов : Феникс, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256486
Л2.3 А.Н. Романов, В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк и др. ; под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. Предпринимательство [Электронный ресурс]: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116987
Л2.4 авт.-сост. Г.И. Малявина, В.В. Василенко и др. Национальный этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458086
Л2.5 Силуянова И. В. Биомедицинская этика: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A4AA6A26-4FC1-492F-8423-D30AF753C5A9
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная библиотека МГУ www.lib.msu.su
Э2 Публичная Интернет библиотека www.public.ru
Э3 Институт социологии РАН www.isras.ru
Э4 ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru
Э5 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru
Э6 Профессиональная этика, автор Андрухова Т.В. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4231
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft - MS Office;
Microsoft - Word,
Microsoft - Excel,
Microsoft - PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Znanium.com" - http://znanium.com
http://e.lanbook.com. - Электронная библиотечная система «Лань». Электронная библиотека издательства «Лань» – ресурс, включающий в себя как электронные версии книг издательства «Лань», так и коллекции полнотекстовых файлов других российских издательств. После регистрации с компьютера университета – доступ с любого компьютера, подключенного к Интернет;
http://www.biblioclub.ru. - «Университетская библиотека ONLINE». Электронно-библиотечная система. Книги, конспекты лекций, энциклопедии и словари, учебники по различным областям научных знаний, материалы по экспресс-подготовке к экзаменам. После регистрации с компьютера университета – доступ с любого компьютера, подключенного к Интернет;
http://window.edu.ru. - Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Информационная система предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. Доступ с любого компьютера, подключенного к Интернет;
https://biblio-online.ru - ЭБС Юрайт;
https://link.springer.com/search?facet-content-type="ReferenceWork"Электронные справочники и энциклопедии издательства Springer по естественным наукам;
http://n-t.ru/nl/fz - Материалы кафедры общей физики МГУ им. М.В. Ломоносова
www.socio.ru
www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
www.humanities.edu.ru/db/msg/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

Интерактивное занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к занятию необходимо взять его план занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к интерактивному занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не пересказывайте текст учебника, а выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают навыки коммуникативного общения.
Если к интерактивным занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к нему.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.