Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | Целью дисциплины является изучение основного понятийного аппарата в области информатики и геоинформационных систем, получение основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по созданию и применению геонформационных систем в области экологии и природопользования; формирование навыков владения современными инструментами ГИС и методами анализа прстранственной информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.34 |
ОПК-1 | владением базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы геоинформатики и современных геоинформационных технологий, функции географических информационных систем; основные идеи, принципы и методы использования ГИС в науках о Земле |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач, оценивать эффективность ГИС в решении географических задач, а также пределы их возможностей; решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием геоинформационных технологий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми компьютерными технологиями и программными средствами, технологиями обработки и отображения географической информации, навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования математического аппарата экологических наук, обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию с помощью геоинформационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информация в научной картине Мира. Концепции информации, ее виды и свойства. Формирование информатики как фундаментальной науки | ||||||
1.1. | Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Теоретическая информатика, арифметические основы ЭВМ. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Теоретическая информатика, арифметические | Лабораторные | 3 | 3 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Теоретическая информатика, арифметические основы ЭВМ. | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Вычислительная техника Устройство персонального компьютера (ПК) Технические и программные средства реализации информационных процессов. | ||||||
2.1. | Общая характеристика процессов сбора, переда-чи, обработки и накопления информации. Меры и единицы количества и объема информации. Позиционные системы счисления. Логические основы ЭВМ. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. | Лабораторные | 3 | 3 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Меры и единицы количества и объема информации. Позиционные системы счисления. Логические основы ЭВМ. | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Системное и прикладное программное обеспечение | ||||||
3.1. | Изучение разделов информатики: программирование, структуры данных, теория алгоритмов и автоматов. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Углубленное изучение разделов информатики: программирование, структуры данных | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Углубленное изучение разделов информатики: программирование, структуры данных, теория алгоритмов и автоматов. | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. Основы работы с операционной системой Windows | ||||||
4.1. | Основы работы с операционной системой Windows. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Методы и технологии моделирования. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Работа с базами данных Приемы и методы работы со сжатыми данными | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.3. | Моделирование как метод познания. Классификация и формы представления моделей | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. Векторный редактор CorelDraw | ||||||
5.1. | Векторный редактор CorelDraw | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.2. | Особенности CorelDraw. Элементы управления. Рисование графики. Заполнение объектов. Операции с текстом. Изменение формы | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.3. | Особенности CorelDraw. Элементы управления. Рисование графики. Заполнение объектов. Операции с текстом. Изменение формы | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К.В. Шошина, Р.А. Алешко | Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие | Архангельск : ИД САФУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310 |
Л1.2 | О.И. Жуковский | Геоинформационные системы: учебное пособие | Томск: Эль Контент, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Д.А. Ловцов; А.М. Черных | Геоинформационные системы: учебное пособие | Москва: Российская академия правосудия, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Зеливянская О.Е. | Геоинформационные системы: лабораторный практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | GIS-Lab: Геоинформационные системы и Дистанционное зондирование Земли – неформальное сообще-ство специалистов в области ГИС и ДЗЗ | gis-lab.info | ||
Э2 | Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации | www.gisa.ru | ||
Э3 | NextGIS: Открытые геотехнологии: | |||
Э4 | QGIS: Свободная географическая информационная система с открытым кодом: | nextgis.ru | ||
Э5 | GeoFAQ: советы по ГИС, САПР, СУБД | www.geofaq.ru | ||
Э6 | Лаборатория АгроГИС-технологий. Консультации по ГИС Калуга: | npk-kaluga.ru | ||
Э7 | Открытая группа ВКонтакте «MapInfo» | vk.com | ||
Э8 | Курс в Moodle "Информатика, ГИС в экологии и природопользовании" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Информатика в экологии и природопользовании» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Информатика в экологии и природопользовании» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по «Информатика в экологии и природопользовании» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Практические занятие по дисциплине «Информатика в экологии и природопользовании» не предусмотрены. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные занятия помогаю студентам в изучении и закреплении знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса (или его раздела), кроме этого выполнение лабораторных работ позволяет применять изученный материал на практике. При подготовке к лабораторным занятиям по курсу «Информатика в экологии и природопользовании» студенты должны: - получить индивидуальное задание от преподавателя и ознакомиться с указаниями по его выполнению; - в соответствии с изучаемой темой подготовить материал для проверки; - лабораторная работа включает несколько обязательных разделов. В первом разделе определяется цель, задачи исследований и объект изучения. Во втором разделе поясняется методика или метод, который используется при выполнении работы. Он может быть взят из учебника, учебного пособия, либо выбран самим автором, в результате знакомства с литературными источниками. В третьем разделе дается подробное описание результатов работы. Лабораторные занятия выполняются в специальной тетради для лабораторных и прак-тических работ, а также фиксируются в виде отчетных материалов (файлов) и сохраняются на сетевой студенческий ресурс: Geo-nt\\Stud\номер_курса\номер_группы\фамилия_студента. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Информатика в географии» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Информатика в экологии и природопользовании» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |