МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кадастр недвижимости и мониторинг земель
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Кадастр недвижимости и мониторинг земель

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических представлений о государственном кадастре недвижимости, как государственном информационном ресурсе, содержащим сведения об учтенных объектах недвижимости;
формирование методических и практических представлений об основных принципах, подходах к проведению государственного мониторинга земель.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10: способностью использовать знания современных технологий при проведении землеустроительных и кадастровых работ
ПК-11: способностью использовать знания современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия кадастра недвижимости и мониторинга земель, нормативно-правовые акты, регулирующие проведение кадастра недвижимости и мониторинга земель, порядок проведения и использование результатов кадастра недвижимости и мониторинга земель.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять технологии сбора, систематизации и обработки информации, порядок использования информационной базы кадастра недвижимости и мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами, оперировать профессиональной терминологией, изложенной в методиках, выбирать объекты мониторинга и методические подходы, необходимые для конкретного случая, пользоваться инструктивными материалами для проведения ГКУ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения информационных технологий для решения задач государственного ка-астра недвижимости и мониторинга земель, использовании данных кадастра недвижимости и мониторинга земель для эффективного управления земельными ресурсами, навыками определения состава показателей мониторинга земель, навыками сбора документов, необходимых для ГКУ, навыками современных технологий проведения государственного мониторинга земель.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Понятие и правовые основы регулирования отношений при веденииединого государственного реестра недвижимости
1.1. Понятие кадастра, кадастровых отношений. Основное содержание и анализ нормативно-правовых актов в области ГКН: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости" и др. Классификация нормативно-правовых актов Лекции 6 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Правовые основы кадастровых отношений. 1. Статьи Конституции РФ, посвященные регулированию отношений по использованию и управлению землей и недвижимостью. 2. ЗК РФ. 3. ВК РФ. 4. ЛК РФ. 5. ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие и правовые основы регулирования отношений при ведении государственного кадастра недвижимости Сам. работа 6 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Состав сведений государственного кадастра
2.1. Состав сведений ГКН об объекте недвижимости, о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, о границах муниципальных образований, о границах населенных пунктов, о проекте межевания территорий, о кадастровом делении, о поверхностных водных объектах, о картографической и геодезической основе кадастра Лекции 6 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Порядок заполнения реестра объектов недвижимости Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Состав сведений государственного кадастра Сам. работа 6 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Документация и порядок ведения единого государственного реестра недвижимости
3.1. Порядок ведения ЕГРН. Основные кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на кадастровый учет объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости; снятие с учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в ЕГРН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. Документы ГКН и их классификация. Ведение ГКН и осуществление ГКУ в ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту РФ. Лекции 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Кадастровые процедуры. 1. Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. 2. Учет изменений объекта недвижимости; 3. Внесение кадастровых сведений в ЕГРН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; 4. Исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. Практические 6 6 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Документы ЕГРН. 1. Основные документы ЕГРН. 2. Вспомогательные документы ЕГРН. 3.Производные документы ЕГРН Практические 6 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Сбор пакета документов для ГКУ ОН Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Особенности кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, кадастрового учета отдельных видов ОН (ЗУ) и отдельных частей ОН, кадастрового учета искусственных ЗУ Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Документация и порядок ведения единого государственного реестра недвижимости Сам. работа 6 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Основные понятия и общие положения мониторинга
4.1. Сбор, обработка и хранение информации о земельных ресурсах. Понятие мониторинга земель. Структура и содержание мониторинга земель. Подсистемы мониторинга земель в соответствии с категориями земель. Основные положения и принципы государственного мониторинга земель (ГМЗ). Понятие Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), ее основные компоненты. Место ГМЗ в ЕГСЭМ Лекции 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Расчет экономического ущерба землям от негативного воздействия Практические 6 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Основные понятия и общие положения мониторинга Сам. работа 6 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Организация и проведение мониторинга земель. Автоматизация ведения
5.1. Органы и организации, ответственные за проведение мониторинга. Уровни организации мониторинга земель. Организация наблюдений и их виды. Показатели ГМЗ. Методы и технологии мониторинга земель. Автоматизированная информационная система ведения мониторинга земель: цель создания и основные задачи ведения. Лекции 6 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. ПР 1) Техническое регулирование государственного мониторинга земель 2) Технические средства и методические приемы проведения мониторинга земель 3) Картографическое обеспечение мониторинга земель или Графическая реализация данных мониторинга земель 4) Деятельность Росреестра при проведении мониторинговых работ. (практическое занятие) Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Мониторинг земель на уровне субъекта РФ. 1. Организации, ответственные за проведение мониторинга земель на уровне субъекта РФ. 2. Порядок проведения мониторинга. 3. Использование результатов мониторинга земель. Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Организация и проведение мониторинга земель. Автоматизация ведения Сам. работа 6 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Специфика мониторинга земель различных категорий
6.1. Особенности организации мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Мониторинг земель населенных пунктов. Использование материалов мониторинга земель для осуществления государственного земельного надзора за использованием и охраной земель. Лекции 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения. 1. Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. 2. Мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения. 3. Мониторинг состояние земель сельскохозяйственного назначения. Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Специфика мониторинга земель различных категорий Сам. работа 6 11 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Подготовка к экзамену Экзамен 6 27 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Юрайт, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. В. Кухтин, А. А. Левов, В. В. Лобанов [и др.] Управление земельными ресурсами: Питер, 2005
Л2.2 под ред. В. М. Константинова Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) – актуальная нормативно-правовая информация о функционировании системы государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации прав в Российской Федерации. https://rosreestr.ru/
Э2 Какдастр недвижемости и мониторинг земель ( С шестого семестра еще не вёлся)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Кадастр недвижимости и мониторинг земель»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Кадастр недвижимости и мониторинг земель» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Кадастр недвижимости и мониторинг земель» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Кадастр недвижимости и мониторинг земель» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовая работа является одной из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение предусматривается учебным планом и является обязательным для всех студентов, Курсовая работа представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах.
Основной целью выполнения курсовой работы является расширение, углубление знаний студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи курсовой работы:
- систематизация научных знаний;
- углубление и расширение объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;
- формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации.
Курсовая работа является основой формирования профессиональных компетенций студентов и представляет собой необходимый этап, предшествующий написанию и защите ВКР.
Курсовые работы пишутся по темам, утверждаемым кафедрой экономической географии и картографии
Тема курсовой работы дается одному студенту учебной группы. Студент имеет право выбрать одну из заявленных тем или предложить собственную с обоснованием выбора, руководствуясь своими научными интересами и склонностями.
Тематика курсовых работ должна соответствовать задачам изучения дисциплины в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС ВО), современному уровню развития данной отрасли науки и опыту педагогической деятельности.
Курсовые работы оформляются в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст работы должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой по теме;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.
Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.
Структурными элементами курсовой работы являются:
- титульный лист;
- содержание;
- текст работы (введение и основная часть), структурированный по главам и параграфам;
- заключение;
- список источников и литературы;
- приложения (при необходимости).
Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата, руководитель работы обязан предупредить студента о проверке работы на наличие плагиата, допустимых пределах заимствований и о необходимости самостоятельной проверки текста до ее сдачи.
Руководитель знакомится с курсовой работой, определяет содержательную ценность, проверяет соблюдение требований к оформлению, и, затем, оценивает ее. При невыполнении требований к содержанию и оформлению работы руководитель возвращает ее студенту для доработки и устранения недостатков. После доработки она представляется для окончательной оценки.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Кадастр недвижимости и мониторинг земель»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.