Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | ознакомление с существующими методиками оценки и пейзажно-эстетических ресурсов ландшафтов для оптимизации их рекреационного использования; опыт непосредственной оценки и картографирование пейзажно-эстетических ресурсов конкретной территории, разработка рекомендаций по их рациональному использованию и охране, планирование мероприятий по увеличению эстетического потенциала ландшафтов, сравнение пейзажных особенностей разных физико- географических стран и районов, а также культурных миров; ознакомление с общей теорией эстетической географии, историей ее становления и развития; рассмотрение основных объективных критериев эстетической привлекательности ландшафтов; исследование отечественного и зарубежного опыта оценки и картографирования эстетических ресурсов ландшафтов; изучение принципов пейзажно-эстетического проектирования в территориальных рекреационных системах (ТРС). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01 |
ПК-4 | способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме |
ПК-6 | способностью применять на практике методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | предмет, структуру, основные понятия и методы ландшафтной эстетики; территориальной дифференциации пейзажно-эстетических ресурсов, на территории России и Алтайского края; соотношении ландшафтной и пейзажной структуре территории; возможности использования ГИС-технологий для оценки эстетических ресурсов ландшафтов и использования их в туризме. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | производить натурную и дистанционную оценку эстетической привлекательности ландшафта; использовать данные о пейзажно-эстетическом потенциале территории в туризме; применять знания эстетической географии при территориальной организации социально-экономических систем (в том числе территориальных рекреационных систем). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | опытом разработки оценочных методик; навыками оценки и картографирования пейзажно-эстетических ресурсов территории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Предмет и задачи курса «Ландшафтная эстетика в туризме». | ||||||
1.1. | Цели и задачи курса. Пейзажно-эстетическая привлекательность ландшафтов как рекреационный ресурс. Особенности географического подхода в изучении эстетических ресурсов ландшафтов. Место географа в рекреационном планировании и проектировании территориальных рекреационных систем. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Эстетическое восприятие, научно-географическое и художественное описание. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Предмет и задачи курса «Ландшафтная эстетика в туризме». | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Становление и развитие ландшафтной эстетики (эстетической географии) как науки. | ||||||
2.1. | Философское осмысление красоты природы. Научно-методические истоки эстетической географии. Современное развитие эстетической географии: французская и англо-американские научные школы. Современное развитие эстетической географии: советская/российская научная школа. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Становление и развитие эстетической географии как науки. Научно-методические истоки эстетической географии: А. Гумбольдт, А. Геттнер, В.П. Семенов-Тян-Шанский. Современное развитие эстетической географии. Французская школа географии человека (П. Видаль де Ла Блаш, О. Бернар, Р. Бланшар, А. Боли, Л. Галуа, А. Деманжон). Изучение эстетики ландшафтов англо-американской школы поведенческой географии (Р. Крофтс, Р. Даунс, Д. Линтон, Д. Лаувенталь, Дж. Голд, Е. Пеннинг-Роуселл). Исследование рекреационно-эстетических ресурсов ландшафтов в России (СССР) (К.И. Эрингис, Р.М. Будрюнас, В.А. Николаев, М.Ю. Фролова, Л.И. Мухина, Ю.В. Веденин, М.Ю. Фролова, Н.В. Бучацкая). | Практические | 7 | 6 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Философская мысль об эстетике природы и ее эволюции. Античные философы о природе красоты: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Теологические взгляды на эстетику природы у философов Средневековья (Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Фома Аквинский). Философское осмысление феномена эстетической привлекательности ландшафтов в новое время. Идеи французских философов-просветителей (В.М. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гальвеций). Исследования красоты природы классиков немецкой философии (И. Кант, Ф. Гегель). | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Теоретико-методические основы эстетической географии. | ||||||
3.1. | Основные теоретические положения и законы эстетической географии. Эстетическая ценность ландшафта. Красота природы, как ее объективное свойство. Законы симметрии и гармонии. Человек – мера прекрасного. Объект и субъект восприятия (территории). Пространственное восприятие и его особенности. Этапы и уровни восприятия. Понятие перцепции и апперцепции. Индивидуальные и групповые стереотипы восприятия. | Лекции | 7 | 4 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Основные понятия эстетической географии и ее терминология. Ландшафт и пейзаж: соотношение понятий. Композиционное устройство пейзажей. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Основные категории и понятия эстетической географии. Понятия «эстетические свойства ландшафтов (пейзажей)», «эстетические ресурсы» и «эстетический потенциал». Образы геосреды и ментальное пространство. Ментальные символы пространства. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Оценка и картографирование эстетических ресурсов территории (опыт иностранных и отечественных исследований). | ||||||
4.1. | Оценка и картографирование эстетических ресурсов территории (опыт иностранных и отечественных исследований). Суть эстетической оценки ландшафтов и ее значимость. Оценка эстетических ресурсов для рекреационных целей. «Объективистский» подход к исследованию эстетических ресурсов территории. Наиболее показательные оценочные методики (Д. Линтона, К. И. Эрингиса и Р.М. Будрюнаса, Л.И. Мухиной и Ю.В. Веденина, М.Ю. Фроловой). «Субъективистский» подход к исследованию эстетических ресурсов территории. Экспертные методы оценки. Методика К.Д. Файнса. Анкетные методы оценки. Методика Е. Пеннинг-Роуселла. | Лекции | 7 | 6 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Основные вопросы картографирования эстетических ресурсов. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Оценка и картографирование эстетических ресурсов территории (опыт иностранных и отечественных исследований). Общие вопросы оценки эстетической привлекательности ландшафтов. Объективистский подход к оценке эстетической привлекательности ландшафтов. Субъективистский подход к исследованию эстетических ресурсов территории. Картографирование эстетических ресурсов. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Факторы пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов. | ||||||
5.1. | Подходы к объективной оценке пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов. Общие вопросы покомпонентной качественной оценки пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов. Основные критерии пейзажно-эстетической ценности ландшафтов. | Лекции | 7 | 4 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Объективные критерии пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов. Пейзажное разнообразие. Цветовая гамма пейзажей. Композиционное устройство пейзажа. Лесистость ландшафта (участие леса в формировании пейзажа). Наличие водных объектов в ландшафте. | Практические | 7 | 4 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Изменения эстетических свойств ландшафтов. Антропогенная трансформация пейзажа. Сезонная, суточная и метеорологическая динамика ландшафта и его эстетические свойства. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Охрана и рациональное использование эстетических ресурсов. | ||||||
6.1. | Охрана и рациональное использование эстетических ресурсов. Проблема деградации пейзажной среды и вопросы ее охраны. Естественное и антропогенное нарушение гармонии пейзажа. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Прикладные аспекты охраны и рационального использования эстетических ресурсов. Использование эстетического фактора при создании ООПТ. Организация ТРС как способ рационального использования эстетических ресурсов. Рекреационно-хозяйственное зонирование территории. Планирование туристских маршрутов. Инженерно-техническое и эстетическое обустройство территории. | Практические | 7 | 6 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Охрана эстетических ресурсов и отражение ее в законодательстве разных стран. | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Подготовка к экзамену. | Экзамен | 7 | 27 | ПК-4, ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Д. А. Дирин | Ландшафтная эстетика в туризме: учеб. пособие | АлтГУ.- Барнаул, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Храпач В. В. | Ландшафтный дизайн: учеб. пособие для вузов | СКФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Ландшафтная эстетика в туризме» | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | онлайн сервис для фотографов. Большая база данных фотографий разных ландшафтов мира. | www.flickr.com | ||
Э3 | сервис с хорошо детализированными картами и привязанными к ним фотографиями. | openstreetmap.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Ландшафтная эстетика в туризме» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Ландшафтная эстетика в туризме» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Ландшафтная эстетика в туризме» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Ландшафтная эстетика в туризме» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Ландшафтная эстетика в туризме» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Ландшафтная эстетика в туризме» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |