МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы градостроительства и планировки населенных мест
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 14 14 26 26
Практические 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 66 66 37 37 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.с-х.н, доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы градостроительства и планировки населенных мест

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н.,доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н.,доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является овладение студентами концептуальными основами градостроительства и планировки населённых мест; формирование управленческого мировоззрения на основе знания особенностей территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий поселений; воспитание навыков градостроительной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
ПК-4: способностью осуществлять мероприятия по реализации проектных решений по землеустройству и кадастрам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины градостроительства, нормативно-правовые акты, стандарты, технические условия, регулирующие сферу градостроительства и планировки населенных мест; основные задачи, принципы градостроительства и планировки территорий поселений; основы функционального зонирования территории города, имеет представление о взаимодействии основных структурных элементов городской среды, организацию градостроительного проектирования и экологического подхода при проектировании объектов инфраструктуры населенных мест
3.2.Уметь:
3.2.1.провести оценку направлений территориально пространственного развития города по системе важнейших критериев: исторического, экономического, социального, экологического, ландшафтного, композиционного, уметь реализовывать проектные решения по землеустройству и кадастрам в условиях сложившейся городской застройки; провести оценку направлений территориально пространственного развития города по системе важнейших критериев: исторического, экономического, социального, экологического, ландшафтного, композиционного, уметь реализовывать проектные решения по землеустройству и кадастрам в условиях сложившейся городской застройки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами организации рационального использования земельных ресурсов, используемых при проектировании населенных мест с учетом социальных, экономических, инженерно-технических, эстетических, санитарно-гигиенических и экологических критериев, а также навыками использования современных технологий проектных работ, связанных с градостроительной деятельностью; навыками градостроительного проектирования; навыками расчета перспективной численности населения, расчета численности семей, расчета потребного жилого фонда; навыками по выполнению функциональной и планировочной организации территории микрорайона

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основная терминология градостроительной деятельности.
1.1. Введение и основное содержание дисциплины «Основы градостроительства и планировка населенных мест». Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
1.2. Понятие градостроительной деятельности, территориального планирования, правила землепользования и застройки. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности. Субъекты градостроительной деятельности. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
1.3. Основная терминология градостроительной деятельности. Сам. работа 6 9 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 2. Полномочия органов государственной власти РФ, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
2.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере градостроительства. Полномочия органов местного самоуправления. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
2.2. Рассмотрение и анализ распределения полномочий органов государственной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. Практические 6 5 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
2.3. Полномочия органов государственной власти РФ, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 3. Градостроительная деятельность.
3.1. Структура градостроительной деятельности. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
3.2. Объекты градостроительного проектирования. Содержание проектно-градостроительной деятельности. Система научно-проектных работ по градостроительству. Градостроительные задачи, решаемые на различных территориальных уровнях. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
3.3. Градостроительная деятельность. Сам. работа 6 9 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 4. Расселение.
4.1. Понятие расселения. Результат процесса расселения. Виды расселения. Формирование городского населения. Формирование сельского населения. Типы расселения. Функциональные взаимосвязи населенных мест. Автономный тип расселения. Взаимосвязанный тип расселения. Системы расселения.Групповые системы населенных мест. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
4.2. Расселение. Типы расселений. Формирование городского и сельского населения. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: выбор места для нового населенного пункта, ознакомление с заданием на проектирование. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
4.3. Расселение. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 5. Районная планировка.
5.1. Исторический аспект районной планировки. Понятие районной планировки. Процесс урбанизации. Понятие планировочной структуры территории. Элементы структуры объекта районной планировки. Цель функционального зонирования в процессе районной планировки. Характеристика природных условий по степени благоприятности для градостроительства. Перспективная численность населения города. Группы трудовых ресурсов. Расчет перспективной численности населения. Расчет численности семей. Расчет потребности жилого фонда. Лекции 6 3 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
5.2. История районной планировки. Процесс урбанизации. Планировочная структура. Функциональное зонирование. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет перспективной численности населения, расчет количества семей, расчет потребного жилого фонда (по типам домов). Практические 6 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
5.3. Районная планировка. Сам. работа 6 9 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 6. Структурная организация города. Селитебная территория.
6.1. Структурная организация селитебной. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
6.2. Понятия «квартал», «микрорайон», «жилой район». Проектирование селитебной зоны. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет культурно-бытового строительства, расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков, составление списка проектируемых жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового обслуживания. Практические 6 5 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
6.3. Структурная организация города. Селитебная территория. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 7. Структурная организация города. Промышленная территория.
7.1. Структурная организация промышленной территории. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
7.2. Структура промышленной территории. Состав городского промышленного района. Транспортное обслуживание промышленных территорий. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет производственных зданий и сооружений, составление списка зданий и сооружений производственного назначения. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
7.3. Структурная организация города. Промышленная территория. Сам. работа 6 9 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 8. Структурная организация города. Коммунально-складская зона.
8.1. Структурная организация коммунально-складской зоны. Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
8.2. Размещение складов. Состав территорий складских и коммунально-складских районов. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет территории, расчет потребной территории для селитебной, производственной зоны. Практические 7 3 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
8.3. Структурная организация города. Коммунально-складская зона. Сам. работа 7 5 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 9. Транспортная инфраструктура. Внешний транспорт.
9.1. Зона внешнего транспорта. Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
9.2. Понятие внешнего транспорта. Транспортный узел. Принцип размещения и планировки транспорта. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт.Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: разработка общей схемы планировки, функциональное зонирование населенного пункта. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
9.3. Транспортная инфраструктура. Внешний транспорт. Сам. работа 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 10. Пригородная зона.
10.1. Понятие пригородной зоны. Условия ее размещения. Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
10.2. Планировка природной зоны. Принципы проектирования пригородной зоны. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: проектирование планировки и застройки жилой зоны, отработка системы уличной сети, решение архитектурно-планировочной композиции жилой зоны, проектирование и размещение участков приусадебных и блокированных жилых домов, организация жилых территорий с домами участковой и безучастковой застройки. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
10.3. Пригородная зона. Сам. работа 7 5 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 11. Транспортная инфраструктура. Городской транспорт.
11.1. Городской транспорт. Виды городского транспорта. Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
11.2. Транспортная инфраструктура города. Критерии оценки транспортной инфраструктуры. Классификация улиц и дорог. Структура улично-дорожной сети. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: планировка участков общественного назначения (при административно-торговых учреждениях, детских и учебных заведениях, спортивно-парковой территории). Практические 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
11.3. Транспортная инфраструктура. Городской транспорт. Сам. работа 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 12. Генеральный план города.
12.1. Генеральный план города на примере генерального плана городского округа г. Барнаула Алтайского края. Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
12.2. Анализ Генерального плана города Барнаула, выявление его слабых и сильных сторон. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: планировка и застройка производственных комплексов, размещение комплексов в границах зоны, размещение зданий и сооружений в комплексах, комплексы крупного рогатого скота, теплично-парниковый комплекс, складской комплекс, машиноремонтный комплекс, строительный комплекс, конный рабочий двор, нефтебаза. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
12.3. Генеральный план города. Сам. работа 7 5 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 13. Организация территории сельского поселения.
13.1. Классификация поселков. Факторы, влияющие на характер планировки поселков. Отличительные черты поселков, отличающие их от городов. Планировочная структура поселка.Функциональное зонирование территории поселка. Отличия построения сети культурно-бытовых учреждений поселков. Производственная зона сельских поселений. Селитебная зона сельских поселений. Лекции 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
13.2. Классификация поселков. Планировочная структура поселков. Функциональное зонирование территории поселков. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: решение основных вопросов инженерного благоустройства (водоснабжение, канализация, теплофикация). Практические 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
13.3. Организация территории сельского поселения. Сам. работа 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 14. Градостроительное зонирование.
14.1. Понятие градостроительного зонирования. Градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки. Виды территориальных зон. Разрешенное использования земельных участков. Предельные минимальные (максимальные) размеры земельных участков. Лекции 7 3 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
14.2. Правила землепользования и застройки. Градостроительный регламент. Виды разрешенного использования земельных участков. Виды территориальных зон. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: технико-экономическая оценка проекта, абсолютные натуральные технико-экономические показатели, относительные натуральные показатели. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
14.3. Градостроительное зонирование. Сам. работа 7 5 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 15. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
15.1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства – порядок осуществления. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
15.2. Виды работ при инженерных изысканиях. Архитектурно-строительное проектирование. Экспертиза проектной документации. Государственный строительный надзор. Практические 7 3 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
15.3. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства. Сам. работа 7 5 ОПК-3, ПК-4 Л2.1
15.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 7 27 ОПК-3, ПК-4 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исин Б.К. Стратегическое территориальное планирование: Электронное учебное пособие: СПб. : ИЭО САУ, 2008 http://e.lanbook.com/book/63793
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Генеральный план городского округа г. Барнаула Алтайского края http://barnaul.org/strategy/proektgenplana_07_10_09/
Э2 Чертеж генерального плана tp://barnaul.org/upload/files/osnova.jpg
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы градостроительства и планировки населенных мест»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы градостроительства и планировки населенных мест» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы градостроительства и планировки населенных мест» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы градостроительства и планировки населенных мест» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы градостроительства и планировки населенных мест» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы градостроительства и планировки населенных мест»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.