МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы муниципального управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.-х.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Татаринцев В.Л.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы муниципального управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – дать общие и специальные знания о муниципальном управлении, а так же обучить, привить и развить у студентов:
 знания основ теории, практики и научного подхода к муниципальному управлению;
 знания методов анализа и оценки социально-экономических процессов и положения муниципальных образований;
 умения выявлять и объяснять закономерности и принципы, реализуе-мые в муниципальном управлении;
 умения самостоятельно искать и осваивать новейший материал по муниципальному управлению;
 подходам к решению различных местных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о проблемах становления и развития местного самоуправления в России;
о территориальной организации местного самоуправления;
о формах непосредственного участия граждан в местном самоуправлении.
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать систему целей муниципальной деятельности в сфере экологической безопасности;
выделять вопросы местного значения, в решении которых могут быть использованы знания, умения и навыки географа, эколога-природопользователя;
оценивать природно-ресурсный потенциал территории муниципального образования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разработки муниципальных ГИС;
информирования населения о состоянии природной среды муниципального образования;
составления характеристики видовой структуры природопользования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Цели и задачи курса. Основные определения в сфере муниципального управления: местное самоуправление, муниципальное образование, органы местного самоуправления, местное сообщество. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.2. Связь государственного и муниципального управления. Организация государственного управления в России: форма государственного устройства; федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов РФ. Соотношение муниципальной и государственной власти. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.3. Связь государственного и муниципального управления. Организация государственного управления в России: форма государственного устройства; федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов РФ. Соотношение муниципальной и государственной власти. Практические 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.4. Связь государственного и муниципального управления. Организация государственного управления в России: форма государственного устройства; федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов РФ. Соотношение муниципальной и государственной власти. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.5. Методологические основы муниципального управления. Сущность и содержание муниципального управления. Предмет и задачи муниципального управления как научной дисциплины. Практические 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.6. Методологические основы муниципального управления. Сущность и содержание муниципального управления. Предмет и задачи муниципального управления как научной дисциплины. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.7. Основные принципы муниципального управления. Отличительные признаки местного самоуправления. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные теории местного самоуправления: теория свободной общины, общественная (хозяйственная) теория, государственная теория. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные теории местного самоуправления: теория свобод-ной общины, общественная (хозяйственная) теория, государственная теория. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.10. Формирование и развитие муниципального управления в России. История развития муниципального управления за рубежом. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.11. Формирование и развитие муниципального управления в России. История развития муниципального управления за рубежом. Практические 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.12. Формирование и развитие муниципального управления в России. История развития муниципального управления за рубежом. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организационно-экономические и правовые основы муниципального управления
2.1. Организационно-экономические основы муниципального управления. Организационно-экономические условия формирования объектов муниципального управления. Муниципальные образования и их полномочия. Понятие и структура муниципального хозяйства. Ресурсы муниципального образования. Понятие функций муниципального управления и их классификация. Организационная структура управления: понятие и роль в системе муниципального управления. Правовые основы организации муниципального управления. Экономический механизм муниципального управления. Бюджетно-финансовые основы местного самоуправления. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.2. Организационно-экономические основы муниципального управления. Организационно-экономические условия формирования объектов муниципального управления. Муниципальные образования и их полномочия. Понятие и структура муниципального хозяйства. Ресурсы муниципального образования. Понятие функций муниципального управления и их классификация. Организационная структура управления: понятие и роль в системе муниципального управления. Правовые основы организации муниципального управления. Экономический механизм муниципального управления. Бюджетно-финансовые основы местного самоуправления. Практические 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.3. Организационно-экономические основы муниципального управления. Организационно-экономические условия формирования объектов муниципального управления. Муниципальные образования и их полномочия. Понятие и структура муниципального хозяйства. Ресурсы муниципального образования. Понятие функций муниципального управления и их классификация. Организационная структура управления: понятие и роль в системе муниципального управления. Правовые основы организации муниципального управления. Экономический механизм муниципального управления. Бюджетно-финансовые основы местного самоуправления. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основные группы организационных форм и методов муниципальной работы
3.1. Непосредственная демократия. Органы местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление. Ассоциации и союзы муниципальных образований. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.2. Непосредственная демократия. Органы местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление. Ассоциации и союзы муниципальных образований. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Технологии муниципального управления
4.1. Процесс муниципального управления, его содержание и основные характеристики. Информационное обеспечение процесса муниципального управления и его основные характеристики. Сущность и свойство управленческого решения. Культура процесса муниципального управления. Кадры и их роль в системе муниципального управления. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
4.2. Процесс муниципального управления, его содержание и основные характеристики. Информационное обеспечение процесса муниципального управления и его основные характеристики. Сущность и свойство управленческого решения. Культура процесса муниципального управления. Кадры и их роль в системе муниципального управления. Практические 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
4.3. Процесс муниципального управления, его содержание и основные характеристики. Информационное обеспечение процесса муниципального управления и его основные характеристики. Сущность и свойство управленческого решения. Культура процесса муниципального управления. Кадры и их роль в системе муниципального управления. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования
5.1. Сущность и содержание социально-экономического потенциала муниципального образования. Трудовой потенциал муниципального образования. Научно-технический потенциал муниципального образования. Производственно-технический потенциал муниципального образования. Информационный потенциал муниципального образования. Система показателей оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования. Бюджетно-финансовые основы муниципального управления: муниципальная собственность, местный бюджет, расходы и доходы местных бюджетов. Практические 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
5.2. Сущность и содержание социально-экономического потенциала муниципального образования. Трудовой потенциал муниципального образования. Научно-технический потенциал муниципального образования. Производственно-технический потенциал муниципального образования. Информационный потенциал муниципального образования. Система показателей оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования. Бюджетно-финансовые основы муниципального управления: муниципальная собственность, местный бюджет, расходы и доходы местных бюджетов. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Муниципальный маркетинг
6.1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности. Виды муниципального маркетинга. Организация управления муниципальным маркетингом. Планирование, управление и контроль маркетинговой деятельности. Практические 6 2 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1
6.2. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности. Виды муниципального маркетинга. Организация управления муниципальным маркетингом. Планирование, управление и контроль маркетинговой деятельности. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. С. Прудникова, М.С. Трофимова Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванов В.В., Коробкова А.Н. Муниципальное управление: справочное пособие ИНФРА-М, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 *Филиппов Ю. В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. Учебное пособие. Москва: Логос, 2011. – 275 с. www.biblioclub.ru
Э2 *Крупенков В. В., Мамедова Н. А., Мельников А. А., Кривова Т. А. Государственное и муниципальное управление. Учебно-практическое пособие. Москва: Евразийский открытый институт, 2012. – 335 с. www.biblioclub.ru
Э3 *Сборник модельных нормативных правовых актов для представительных органов муниципальных образований Алтайского края (2012). www.altsovet.ru
Э4 *Практические рекомендации для местного самоуправления. www.altsovet.ru
Э5 *Территориальное общественное самоуправление: проблемы формирования и организации деятельности. Барнаул: Информационно-аналитический отдел комитета по местному самоуправлению АКСНД, – 2007. – 97 с. www.altsovet.ru/msu/practice/broshyuraabramovoj.doc
Э6 *Местное самоуправление на Алтае www.altairegion22.ru
Э7 *Сайт об управлении www.vasilievaa.narod.ru
Э8 Официальный сайт Правительства РФ www.government.ru;
Э9 Официальный сайт г. Барнаул barnaul.org
Э10 Курс в Moodle «Основы муниципального управления» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы муниципального управления»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы муниципального управления» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы муниципального управления» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы муниципального управления» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы муниципального управления» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы муниципального управления»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.