МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Отраслевое планирование территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильМониторинг и планирование окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_МиПОС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Дунец А.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Отраслевое планирование территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков по методологии планирования в отраслевом разрезе. В результате изучения дисциплины студенты должны знать принципы и владеть основами земельного, лесного, промышленного, природоохранного, сельскохозяйственного, транспортного, туристско-рекреационного территориального планирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и содержание отраслевого территориального планирования, организацию разработки территориальных планов на разных иерархических уровнях, методы принятия решений по территориальной организации основных направлений отраслевого планирования территорий.
3.2.Уметь:
3.2.1.составить проект развития территории по отраслевому направлению, анализировать планы территориального развития по отраслям, применять методы территориального планирования для отдельных отраслей, осуществлять отраслевые географических исследования на разных иерархических уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами пространственного проектирования, разработки планов территорий по отраслям, ГИС-технологиями для составления схемы отраслевого планирования территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы дисциплины «Отраслевое планирование территорий».
1.1. Понятие, содержание и виды планирования. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Целевые комплексные программы и территориальное планирование. Иерархическая система планирование территорий. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Разработка схем территориального планирования. Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Схема землеустройства административного района.
2.1. Земельные ресурсы как объект и планирования. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Цели, задачи и порядок разработки схемы землеустройства района Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Составные части схемы землеустройства района и основное их. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Основные показатели землеустройства района. Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Развитие и размещение дорожной сети в схемах землеустройства.
3.1. Значение развития дорожной сети в районе. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Классификация дорог. Установление технических показателей дорог. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Размещение дорожной сети в схеме землеустройства района. Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Развитие и размещение промышленности и агропромышленных комплексов административно-территориального образования.
4.1. Значение развития промышленности в районе. Территориальное планирование промышленности ресурсных районах. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Развитие АПК и его территориальная структура Территориально-производственные комплексы в схемах территориального планирования. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Определение состава и мощности перерабатывающих предприятий. Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Территориальное планирование сельскохозяйственных районов.
5.1. Задачи планировки сельскохозяйственных районов. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Основные стадии сельскохозяйственного территориального планирования. Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Принципы планирования развития регионального лесопромышленного комплекса.
6.1. Лесоустроительные проектные мероприятия. Лесной план субъекта РФ. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Лесохозяйственный регламент лесничества. Проект освоения лесов. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Экспертиза проекта освоения лесов. Государственная инвентаризация лесов. Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Природоохранное планирование территорий.
7.1. Территориальное планирование в природоохранной деятельности. Экологический каркас территорий. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Региональная система ООПТ – важнейшая составная часть комплексных региональных программ охраны природы. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Виды сельскохозяйственного территориального планирования. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Территориальное планирование туристско-рекреационной сферы.
8.1. Основные направления деятельности в области территориального планирования туристско-рекреационных комплексов. Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Виды территориального планирования на региональном, муниципальном и локальном уровне. Типы организации туристского пространства и особенности планирования. Туристское освоение территории и туристский каркас. Функционально-планировочная организация рекреационной зоны. Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.3. Проектирование туристско-рекреационных предприятий. Планировочная организация санаторных комплексов. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Роль отраслевого планирования территорий при разработке схем территориального планирования.
9.1. Понятие территориального планирования. Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.2. Виды схем территориального планирования. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.3. Составные части и элементы схемы территориального планирования. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перцик Е.Н. Территориальное планирование: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шедько Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. часть 1: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Прокопов Ф.Т. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э2 Гарант ivo.garant.ru
Э3 Курс в Moodle «Отраслевое планирование территорий» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Отраслевое планирование территорий»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Отраслевое планирование территорий» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Отраслевое планирование территорий» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Отраслевое планирование территорий» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Отраслевое планирование территорий» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Отраслевое планирование территорий»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.