МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка объектов недвижимости

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Оценка объектов недвижимости

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических представлений о недвижимости, как объекте оценки, формирование методических и практических представлений об основных принци-пах, подходах к оценке недвижимости, формирование представлений о порядке регулирования оценочной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью использовать знания о принципах, показателях и методиках кадастровой и экономической оценки земель и других объектов недвижимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия оценки объектов недвижимости, нормативно-правовые и методические акты, регулирующие проведение оценки, порядок проведения оценки объектов недвижимости.
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать профессиональной терминологией, подбирать объекты оценки и методические подходы, используемые для определения их стоимости, рассчитывать стоимость объекта недвижимости.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки анализа объекта и определения вида стоимости, подлежащей определению, навыками определения стоимости объекта недвижимости и согласования результатов оценки, навыками под-готовки отчета об итоговой стоимости объекта недвижимости.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие оценки и оценочной деятельности.
1.1. Понятие недвижимости. Понятие оценки недвижимости. Предмет оценки недвижимости – стоимость. Экономические категории: цена и стоимость. Понятие оценочной деятельности и ее специфика. Субъекты оценочной деятельности. Объекты оценочной деятельности. Регулирование оценочной деятельности. Саморегулирование деятельности оценщиков. Права и обязанности оценщика. Независимость оценщика от клиента и объекта оценки. СРО оценщиков. Органы СРО оценщиков. Национальный совет по оценочной деятельности. Лекции 7 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Оценочная деятельность в России. Понятие стоимости в основных теориях стоимости. Законодательное регулирование оценочной деятельности. СРО оценщиков. Основные требования, предъявляемые к профессиональным оценщикам. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Понятие оценки и оценочной деятельности. Сам. работа 7 10 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы оценки стоимости недвижимости.
2.1. Классификация основных видов стоимости объектов недвижимости. Стоимость в обмене. Стоимость в пользовании. Факторы стоимости, их классификация. Принципы оценки объектов недвижимости. Понятие индивидуальной и массовой оценки. Лекции 7 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Виды стоимости. Рыночная стоимость. Залоговая стоимость. Страховая стоимость. Ликвидационная стоимость. Стоимость для целей налогообложения. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Основы оценки стоимости недвижимости. Сам. работа 7 10 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Методика оценки стоимости недвижимости.
3.1. Подходы к оценке стоимости недвижимости. Сравнительный подход к оценке недвижимости. Понятие объектов-аналогов. Элементы сравнения. Внесение корректировок. Методы сравнительного подхода. Затратный подход к оценке стоимости недвижимости. Методы затратного подхода. Понятие восстановительной стоимости и стоимости замещения. Износ. Виды износа. Этапы затратного подхода. Доходный подход к оценке объектов недвижимости. Методы доходного подхода. Понятие капитализации. Ставка капитализации. Согласование результатов оценки стоимости недвижимости. Лекции 7 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Оценка объекта недвижимости сравнительным подходом. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Оценка объекта недвижимости затратным подходом. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Оценка объекта недвижимости доходным подходом. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Согласование итоговой стоимости. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Методика оценки стоимости недвижимости. Сам. работа 7 10 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Стандарты оценочной деятельности.
4.1. Понятие стандарта оценочной деятельности. Требования, определенные стандартами. Классификация стандартов. ФСО. Стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные СРО. Лекции 7 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Федеральные стандарты оценки. ФСО №1. ФСО №2. ФСО №3. ФСО №4. ФСО №5. ФСО №6. ФСО № 7. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Международные стандарты оценки. Европейские стандарты оценки. Стандарты оценки США. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Стандарты оценочной деятельности. Сам. работа 7 10 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Технология оценки стоимости объектов недвижимости.
5.1. Процесс оценки и его основные этапы и стадии. Определение проблемы. Анализ объекта и заключение договора на проведение оценки. Определение стоимости объекта недвижимости. Согласование результатов оценки. Подготовка отчета об итоговой оценке стоимости. Лекции 7 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Оценка объекта недвижимости жилого назначения. Определение вида стоимости, подлежащей определению. Анализ объекта и заключение договора на проведение оценки. Определение стоимости объекта недвижимости. Согласование результатов оценки. Оформление отчета об итоговой оценке стоимости. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Технология оценки стоимости объектов недвижимости. Сам. работа 7 10 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности СРО.
6.1. Органы, осуществляющие государственное регулирование оценочной деятельности. Функции уполномоченных федеральных и региональных органов власти. Надзор за деятельностью СРО оценщиков. Формы осуществления надзора. Проверки. Типичные нарушения и способы реагирования на них со стороны федеральных органов власти. Самостоятельное обнаружение СРО нарушений. Экспертиза в области оценки недвижимости. Лекции 7 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Экспертиза в области оценки недвижимости. Основания для проведения экспертизы. Требования к экспертам-оценщикам. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке. Практические 7 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.3. Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности СРО. Сам. работа 7 11 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 7 27 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Н. Асаул, В.Н. Старинский, М.К. Старовойтов [и др.]. Оценка собственности. Оценка объектов недвижимости: Электрон. дан. — СПб. : АНО Институт проблем экономического возрождения, 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванова Е.Н. Оценка стоимости недвижимости: учеб. пособие М.: КноРус, 2008
Л2.2 Л. Н. Тепман, под ред. В.А. Швандерой. Оценка недвижимости: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436850.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Некоммерческое Партнерство Саморегулируемая Организация "Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и Экспертов" (НП СРО "ЮСО") http://сро-юсо.рф
Э2 Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) rosreestr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Оценка объектов недвижимости»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Оценка объектов недвижимости» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Оценка объектов недвижимости» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Оценка объектов недвижимости» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Оценка объектов недвижимости» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Оценка объектов недвижимости»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.