МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Планирование территории для рекреационной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильМониторинг и планирование окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_МиПОС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии , Бондарович А.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Планирование территории для рекреационной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование теоретических представлений территориального и ландшафтного планирования для рекреационной деятельности;
Ознакомление студентов с основными методами и принципами планировочной организации рекреационных территорий в России и за рубежом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы разработки в диагностики проблем охраны природы и проведения комплексной географической и эколого-экономической экспертизы при выделении и обосновании территорий для рекреационной деятельности при разработке и принятии региональных управленческих решений, проектов социально-экономического развития территорий и городов разного иерархического уровня, бизнес-планов производственной и иной деятельности для снижения экологических рисков, охраны и обеспечения устойчивого развития окружающей среды, а также подходы и методы проведения комплексной региональной социально-экономической диагностики стран, регионов и городов для разработки практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию, а также региональных и ведомственных программ развития туризма с учетом современных факторов и тенденций формирования территорий для рекреационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать принципы, методы и технологии диагностики проблем охраны природы и проведения комплексной географической и эколого-экономической экспертизы при выделении и обосновании территорий для рекреационной деятельности в процессе и принятия региональных управленческих решений, проектов социально-экономического развития территорий и городов разного иерархического уровня, бизнес-планов производственной и иной деятельности для снижения экологических рисков, охраны и обеспечения устойчивого развития окружающей среды, а также применять методы проведения комплексной региональной социально-экономической диагностики стран, регионов и городов для разработки практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию, а также региональных и ведомственных программ развития туризма с учетом современных факторов и тенденций формирования территорий для рекреационной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения диагностики проблем охраны природы в рамках комплексной географической и эколого-экономической экспертизы при выделении и обосновании территорий для рекреационной деятельности в процессе принятия региональных управленческих решений, проектов социально-экономического развития территорий и городов разного иерархического уровня, бизнес-планов производственной и иной деятельности для снижения экологических рисков, охраны и обеспечения устойчивого развития окружающей среды, а также навыками поиска, выбора и применения методов проведения комплексной региональной социально-экономической диагностики стран, регионов и городов для разработки практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию, а также региональных и ведомственных программ развития туризма с учетом современных факторов и тенденций формирования географии мирового туристского рынка для разработки схем территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования региональной туристско-рекреационной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Нормирование и стандарты состояния природной среды при проектировании.
1.1. Понятие нормы и нормирования. Нормы состояния ландшафтов разных природных зон. Представления об антропогенных и техногенных трансформациях и модификациях ландшафтов. Нормирование и стандарты состояния природной среды (ландшафтов) и допустимых антропогенных воздействий. Абсолютные и относительные нормы состояния ландшафтов. Обоснование показателей и признаков состояния отдельных компонентов ПТК. Интегральное оценивание состояния ландшафтов. Лекции 2 5 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.2. Экологическое нормирование и оценка. Экологическая, технологическая, экономическая и социальная оценки последствий создания инженерных, технических и других сооружений размещения производств, новых технологий, техники. Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.3. Отраслевое и интегральное проектирование и планирование. Особо охраняемые природные и рекреационные территории. Ландшафтное планирование и проектирование охраняемых и рекреационных территорий. Ландшафтное обоснование границ и ландшафтное проектирование. Ландшафтно-экологический каркас административного района, административной области, рекреационных объектов. Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.4. Система экологических нормативов и стандартов, регламентирующих ландшафтное планирование. ГОСТы и строительные нормы и правила - (СНиПы). Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на ландшафты, предельно допустимые выбросы в атмосферу (ПДВ) предельно допустимые сбросы в водные объекты (ПДС). Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.5. Нормативы качества окружающей среды (нормативы химических показателей, нормативы физических показателей, нормативы биологических показателей). Санитарно-гигиенические нормативы. Критерии и показатели экологической оценки загрязнения почв, грунтовых и поверхностных вод, городской среды. Контролируемые показатели качества питьевой воды. Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Критерии придания территории природоохранного статуса. Сам. работа 2 18 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), ландшафтное проектирование, экологическая экспертиза и территориальное планирование
2.1. ОВОС: содержание, участники, процедура, принципы этапы. Взаимосвязь ландшафтного планирования, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы и территориального планирования. Лекции 2 5 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.2. Структура ландшафтного плана и этапы его составления. Организация ландшафтно-планировочных работ. Ландшафтная программа. Мелкомасштабный рамочный ландшафтный план (масштаб 1: 200 000), уровень районной планировки. Структура ландшафтного плана. Инвентаризационный этап. Оценочный этап. Отраслевые карты. Зонирование территории по целям сохранения, развития, улучшения. Технология составления карт интегрированных целей развития. Типы действий и мероприятий. Крупномасштабный ландшафтный план (1:10 000- 1:25 000), уровень генерального плана объекта планирования. Структура ландшафтного плана. Объект ландшафтного планирования. Функциональное зонирование. Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.3. Ландшафтно-экологический и градостроительный каркасы. Ландшафтная архитектура, ландшафтный дизайн и экологическая оценка ландшафтов для рекреационной деятельности. Экологические ограничения рекреационного использования ландшафтов. Прогнозирование изменения состояния ландшафтов во времени при сохранении интенсивности современного рекреационного использования, перспектив развития. Разработка целей и концепций ландшафтного планирования с учетом эволюции, современного состояния и развития ландшафтов. Интегральная оценка рекреационного потенциала и разработка рекомендаций для схем территориального планирования. Практические 2 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.4. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), ландшафтное проектирование и экологическая экспертиза в России и за рубежом. Сам. работа 2 18 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Планировочная организация рекреационных территорий
3.1. Основы формирования рекреационной среды. Планировочная организация рекреационного региона. Планировочная организация рекреационного района. Планировочная организация рекреационной зоны. Лекции 2 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.2. Планировочная организация рекреационных комплексов. Виды и классификация рекреационных комплексов. Планировочная организация санаторных комплексов. Планировочная организация комплексов отдыха. Планировочная организация туристских комплексов. Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.3. Условия размещения туристских комплексов. Планировочная организация туристских гостиниц. Планировочная организация туристских баз. Планировочная организация автотуристских комплексов. Планировочная организация туристского лагеря. Планировочная организация мобильных сооружений туризма. Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.4. Планировочная организация рекреационных учреждений. Функционально-планировочная организация рекреационных учреждений. Планировочная организация жилого этажа. Виды планировочных решений. Планировочная организация номера. Планировочная организация обслуживающих помещений. Планировочная организация лестнично-лифтовых холлов. Функциональная схема жилого этажа. Планировочная организация помещений общественного назначения. Структура помещений общественного назначения. Функции общественных помещений. Планировочная организация административно-хозяйственных помещений. Планировочная организация помещений вестибюльной группы. Планировочная организация административно-конторских помещений. Планировочная организация инженерно-технических и хозяйственных помещений. Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.5. Планировочная организация рекреационных территорий в России и за рубежом Сам. работа 2 18 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Рекреационная архитектура
4.1. Эволюция «старой» архитектурной среды отдыха. Архитектурная среда отдыха древнего мира. Архитектурная среда отдыха средневековья. Архитектурная среда отдыха нового времени. «Новая» архитектурная среда отдыха середины XIX — начала XX в. Жилищная архитектура. Архитектура общественных зданий. Архитектура туристских зданий и сооружений. Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.2. Современная архитектура жилого здания. Новая архитектура общественных зданий. Архитектура санаторных зданий и сооружений. Горно-рекреационная архитектура. Мобильная архитектура отдыха и туризма. Архитектура водного туризма. Рекреационная архитектура больших пространств. Аттрактивная рекреационная архитектура. Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.3. Рекреационная архитектура в России и за рубежом. Сам. работа 2 18 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.Н. Барышникова, Г.И. Ненашева, Т.В. Антюфеева Оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 О. Н. Барышникова, Ю. В. Козырева Основы ландшафтного планирования: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Статистика въезда-выезда с целью туризма www.ratanews.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Планирование территории для рекреационной деятельности»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Планирование территории для рекреационной деятельности» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Планирование территории для рекреационной деятельности» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Планирование территории для рекреационной деятельности» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Планирование территории для рекреационной деятельности» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Планирование территории для рекреационной деятельности».
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.