МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое обеспечение землеустройства и кадастров
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 72 72 81 81 153 153
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к.с.-х.н, доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовое обеспечение землеустройства и кадастров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н.,доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н.,доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков в сфере правового регулирования в области землеустройства, кадастрового учета, государственной регистрации прав и кадастровой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
ПК-1: способностью применять знание законов страны для правового регулирования земельно-имущественных отношений, контроль за использованием земель и недвижимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.структуру современного законодательства и основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу землеустройства и кадастров; виды прав на землю, особенности совершения сделок с землей; порядок разрешения земельных споров, особенности правового режима земель различных категорий.
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать профессиональной терминологией, изложенной в нормативно-правовых актах; использовать знания современного законодательства при проведении кадастровых и землеустроительных работ, разработки проектов использования и охраны земель при участии в других видах профессиональной деятельности; разрабатывать разделы документов о порядке и особенностях правового обеспечения использования земельных участков на правах аренды, срочного пользования, частной собственности и при наличии публичных сервитутов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с нужными нормативными правовыми актами; принципами поиска и выбора необходимых нормативно-правовых актов для работы в ходе профессиональной деятельности; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, анализ логики суждения, критического восприятия информации, навыками применения знаний законов, нормативно-правовых актов при управлении земельными ресурсами, контролем за использованием земель и недвижимости

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров.
1.1. Содержание дисциплины; Земельные отношение; правовое обеспечение земельных отношений. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Земельные отношения. Практические 7 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров Сам. работа 7 12 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные этапы развития земельного законодательства в России.
2.1. Состояние земельного права до 1917 г.; новый этап развития земельного права – советский период; Основное содержание основной земельной реформы и ее основные нормативные правовые акты. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Анализ земельных кодексов России. Практические 7 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные этапы развития земельного законодательства в России. Сам. работа 7 12 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Основные задачи земельного законодательства с позиций муниципального управления.
3.1. Охрана земель; Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд; оценка и платность использования земли; оценка земель. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих охрану земель, изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, оценку и платность использования земли. Практические 7 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Основные задачи земельного законодательства с позиций муниципального управления. Сам. работа 7 12 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Земельный кодекс как главный правовой механизм регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами.
4.1. Земельный кодекс РФ как основной законодательный акт регулирования земельных отношений в России. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Анализ структуры и содержания Земельного кодекса РФ. Практические 7 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Земельный кодекс как главный правовой механизм регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами. Сам. работа 7 12 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Гражданский кодекс и его роль в регулировании земельных отношений.
5.1. Основные положения гражданского законодательства в части вещных и обязательственных прав на землю. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Судебная практика по земельным спорам в части оспаривания вещных и обязательственных прав на землю. Практические 7 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Гражданский кодекс и его роль в регулировании земельных отношений. Сам. работа 7 12 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Основные Федеральные законы, регулирующие отношения, возникающие в сфере кадастровой деятельности, кадастрового учета, землеустройства, регистрации прав на объекты недвижимости.
6.1. Основные положения федеральных законов, регулирующих сферу землеустройства и кадастров. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. ФЗ «О Землеустройстве», ФЗ о геодезии и картографии, ФЗ о государственной регистрации недвижимости от 13.07.15 №128 ФЗ, 452-ФЗ и другие. Практические 7 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Основные Федеральные законы, регулирующие отношения, возникающие в сфере кадастровой деятельности, кадастрового учета, землеустройства, регистрации прав на объекты недвижимости. Сам. работа 7 12 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Учетная функция государственного регулирования земельных отношений.
7.1. ГКН и ЕГРН изменения в действующем законодательстве. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Анализ достоинств и недостатков 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Практические 8 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Учетная функция государственного регулирования земельных отношений. Сам. работа 8 13 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Кадастровая деятельность и ее правовое обеспечение.
8.1. Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность кадастровых инженеров. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Анализ законодательной базы, регулирующей деятельность кадастровых инженеров. Практические 8 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.3. Кадастровая деятельность и ее правовое обеспечение. Сам. работа 8 13 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Правовой режим земель различного целевого назначения.
9.1. Теоретические основы правового режима. Его 5 элементов. Виды правового режима. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.2. Анализ правового режима по его элементам по вариантам. Практические 8 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.3. Кадастровая деятельность и ее правовое обеспечение. Сам. работа 8 13 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Градостроительные и земельные отношения.
10.1. Градостроительный кодекс как основной правовой механизм регулирования градостроительных отношений. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.2. Анализ градостроительного кодекса. Практические 8 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.3. Градостроительные и земельные отношения. Сам. работа 8 14 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 11. Земельные споры и порядок их разрешения.
11.1. Понятие земельного спора. Виды земельных споров. Разрешение споров в арбитражном суде, в судах общей юрисдикции, в третейских судах. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.2. Анализ судебной практики в сфере землеустройства и кадастров. Практические 8 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.3. Земельные споры и порядок их разрешения. Сам. работа 8 14 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 12. Создание девелоперского проекта.
12.1. Методика создания девелоперского проекта. Основные этапы инвестиционно-строительного процесса. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.2. Создание проекта и подготовка презентации своего девелоперского проекта. Практические 8 4 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.3. Создание девелоперского проекта. Сам. работа 8 14 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 8 27 ОК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. А. Липски, И. И. Гордиенко, К. В. Симонова. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: учебник М. : КноРус, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. П. Сизова Государственные учетные системы по управлению и развитию территорий Российской Федерации (кадастры, реестры, регистры): учеб. пособие М. : КноРус, 2016
Л2.2 Липски С.А. Земельная политика: Учебник Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/CEC82EF6-93D1-46E4-9D23-C8AC33A0B3DD/zemelnaya-politika
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) https://rosreestr.ru/site/
Э2 Главное управление имущественных отношений Алтайского края http://www.altairegion-im.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Правовое обеспечение землеустройства и кадастров»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Правовое обеспечение землеустройства и кадастров» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Правовое обеспечение землеустройства и кадастров» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Правовое обеспечение землеустройства и кадастров» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Правовое обеспечение землеустройства и кадастров» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Правовое обеспечение землеустройства и кадастров»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.